Разделы


Анализ ритмической организации стихотворения Марины Цветаевой «Ученик»
Страница 4

Материалы » Ритм как средство художественной выразительности в творчестве Марины Цветаевой » Анализ ритмической организации стихотворения Марины Цветаевой «Ученик»

Обозначив метонимию символов МН, метафору – МФ, слово в прямом значении – ПР, получим следующую схему:

ПР – 2МФ

МН – 2МФ

МН – 2МФ

МН – 2ПР

ПР – 2МФ

МН – 2МФ

МН – 2МФ

МН – 2ПР

ПР – 2МФ

МН -2МФ

МН – 2МФ

МН – 2МФ

Метонимия, как известно, троп интеллектуальный, метафора – эмоциональный. Однако степень эмоциональности различных метафор различна. С этим свойством тропа связана еще одна ритмическая форма стихотворения. Рассмотрим ее в следующем пункте.

16. Ритм интеллектуальных и эмоциональных элементов. Левая часть отличается интеллектуальностью, которую несколько разнообразит эмоционально – уменьшительный суффикс в стихе третьем всех трех строф («сапожком»); правая часть – неуклонно нарастающей эмоциональной напряженностью. Это нарастание можно проследить в каждой из следующих параллелей.

Первая параллель:

По холмам – круглым и смуглым а)

По пескам – жадным и ржавым б)

По волнам – лютым и вздутым в)

а) дает характеристику внешнюю и. так сказать, мирную – эстетизированную;

б) драматическую и антиэстетическую (жадные пески – т.е. готовые поглотить; ржавые, т.е. уродливые)

в) еще более драматическую (лютые волны, т.е. тоже готовые поглотить, враждебные человеку; вздутые – усиливает первое определение). Образуются два параллельных ряда (по вертикали): круглые – жадные – лютые; смуглые – ржавые – вздутые; в каждой из них эмоциональная напряженность нарастает.

Вторая параллель:

ПОД ЛУЧОМ

сильным и пыльным а)

жгучим и пьющим б)

гневным и древним в)

а) дает характеристику внешнюю;

б) драматическую по воздействию на субъекта (жгущий луч, т.е. мучительный для человека; пьющий, т.е. уничтожающий благотворную влагу);

в) еще более драматическую (гневный луч, т.е. враждебный человеку, стремящийся его уничтожить; древний, т.е. враждебный ему испокон веку).

Третья параллель:

ЗА ПЛАЩОМ

рдяным и рваным а)

лгущим и лгущим б)  

а) тоже характеристика внешняя, дающая как бы вещественные приметы – цвет и фактуру;

б) обобщающая оценка, эмоциональный итог.

Обозначим интеллектуальное начало символов И, эмоциональное – Э, степень эмоциональности – звездочками. Тогда получим:

И – Э

И – Э

И (Э) – Э

И - Э

И – Э*

И – Э*

И (Э) – Э*

И – И

И – Э**

И – Э** И (Э) – Э

И – Э**

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова. Н.В. Гоголь как образец для творческого подражания М.А.Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник необыкновенно правдивый и чуткий. Нам, кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах. Сатирическая повесть “Собачье сердце”— глубокое фи ...

Юмор и сатира в произведениях Н.В.Гоголя
Дать понять о юморе и остроумии рассказов Гоголя из малорусской жизни, не приводя из них целых страниц, было бы совершенно невозможно. Это — добросердечный смех че­ловека молодого, наслаждающегося полнотой жизни, который сам не может удер ...

Преодолевший футуризм
В. Шершеневич представляет собой тип поэта-исследователя: ему недостаточно просто заниматься творчеством. В. Брюсов и многие другие критики отмечали тот факт, что проблемы теоретического плана очень часто заслоняли для В. Шершеневича прак ...