Анализ ритмической организации стихотворения Марины Цветаевой «Ученик»Страница 4
Обозначив метонимию символов МН, метафору – МФ, слово в прямом значении – ПР, получим следующую схему:
|
ПР – 2МФ МН – 2МФ МН – 2МФ МН – 2ПР |
ПР – 2МФ МН – 2МФ МН – 2МФ МН – 2ПР |
ПР – 2МФ МН -2МФ МН – 2МФ МН – 2МФ |
Метонимия, как известно, троп интеллектуальный, метафора – эмоциональный. Однако степень эмоциональности различных метафор различна. С этим свойством тропа связана еще одна ритмическая форма стихотворения. Рассмотрим ее в следующем пункте.
16. Ритм интеллектуальных и эмоциональных элементов. Левая часть отличается интеллектуальностью, которую несколько разнообразит эмоционально – уменьшительный суффикс в стихе третьем всех трех строф («сапожком»); правая часть – неуклонно нарастающей эмоциональной напряженностью. Это нарастание можно проследить в каждой из следующих параллелей.
Первая параллель:
По холмам – круглым и смуглым а)
По пескам – жадным и ржавым б)
По волнам – лютым и вздутым в)
а) дает характеристику внешнюю и. так сказать, мирную – эстетизированную;
б) драматическую и антиэстетическую (жадные пески – т.е. готовые поглотить; ржавые, т.е. уродливые)
в) еще более драматическую (лютые волны, т.е. тоже готовые поглотить, враждебные человеку; вздутые – усиливает первое определение). Образуются два параллельных ряда (по вертикали): круглые – жадные – лютые; смуглые – ржавые – вздутые; в каждой из них эмоциональная напряженность нарастает.
Вторая параллель:
|
ПОД ЛУЧОМ |
сильным и пыльным а) жгучим и пьющим б) гневным и древним в) |
а) дает характеристику внешнюю;
б) драматическую по воздействию на субъекта (жгущий луч, т.е. мучительный для человека; пьющий, т.е. уничтожающий благотворную влагу);
в) еще более драматическую (гневный луч, т.е. враждебный человеку, стремящийся его уничтожить; древний, т.е. враждебный ему испокон веку).
Третья параллель:
|
ЗА ПЛАЩОМ |
рдяным и рваным а) лгущим и лгущим б) |
а) тоже характеристика внешняя, дающая как бы вещественные приметы – цвет и фактуру;
б) обобщающая оценка, эмоциональный итог.
Обозначим интеллектуальное начало символов И, эмоциональное – Э, степень эмоциональности – звездочками. Тогда получим:
|
И – Э И – Э И (Э) – Э И - Э |
И – Э* И – Э* И (Э) – Э* И – И |
И – Э** И – Э** И (Э) – Э И – Э** |
Похожие статьи:
Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы ...
Проблема выбора термина для названия форм цветообозначения в языке.
В современной лингвистической науке языковеды используют различные термины для обозначения слов и выражений со значением цветовых оттенков. В связи с этим проблема выбора термина для лексических единиц с цветовым значением становится все ...
Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
(восприятие, истолкование, оценка)
Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ...
