Разделы


Анализ ритмической организации стихотворения Марины Цветаевой «Ученик»
Страница 4

Материалы » Ритм как средство художественной выразительности в творчестве Марины Цветаевой » Анализ ритмической организации стихотворения Марины Цветаевой «Ученик»

Обозначив метонимию символов МН, метафору – МФ, слово в прямом значении – ПР, получим следующую схему:

ПР – 2МФ

МН – 2МФ

МН – 2МФ

МН – 2ПР

ПР – 2МФ

МН – 2МФ

МН – 2МФ

МН – 2ПР

ПР – 2МФ

МН -2МФ

МН – 2МФ

МН – 2МФ

Метонимия, как известно, троп интеллектуальный, метафора – эмоциональный. Однако степень эмоциональности различных метафор различна. С этим свойством тропа связана еще одна ритмическая форма стихотворения. Рассмотрим ее в следующем пункте.

16. Ритм интеллектуальных и эмоциональных элементов. Левая часть отличается интеллектуальностью, которую несколько разнообразит эмоционально – уменьшительный суффикс в стихе третьем всех трех строф («сапожком»); правая часть – неуклонно нарастающей эмоциональной напряженностью. Это нарастание можно проследить в каждой из следующих параллелей.

Первая параллель:

По холмам – круглым и смуглым а)

По пескам – жадным и ржавым б)

По волнам – лютым и вздутым в)

а) дает характеристику внешнюю и. так сказать, мирную – эстетизированную;

б) драматическую и антиэстетическую (жадные пески – т.е. готовые поглотить; ржавые, т.е. уродливые)

в) еще более драматическую (лютые волны, т.е. тоже готовые поглотить, враждебные человеку; вздутые – усиливает первое определение). Образуются два параллельных ряда (по вертикали): круглые – жадные – лютые; смуглые – ржавые – вздутые; в каждой из них эмоциональная напряженность нарастает.

Вторая параллель:

ПОД ЛУЧОМ

сильным и пыльным а)

жгучим и пьющим б)

гневным и древним в)

а) дает характеристику внешнюю;

б) драматическую по воздействию на субъекта (жгущий луч, т.е. мучительный для человека; пьющий, т.е. уничтожающий благотворную влагу);

в) еще более драматическую (гневный луч, т.е. враждебный человеку, стремящийся его уничтожить; древний, т.е. враждебный ему испокон веку).

Третья параллель:

ЗА ПЛАЩОМ

рдяным и рваным а)

лгущим и лгущим б)  

а) тоже характеристика внешняя, дающая как бы вещественные приметы – цвет и фактуру;

б) обобщающая оценка, эмоциональный итог.

Обозначим интеллектуальное начало символов И, эмоциональное – Э, степень эмоциональности – звездочками. Тогда получим:

И – Э

И – Э

И (Э) – Э

И - Э

И – Э*

И – Э*

И (Э) – Э*

И – И

И – Э**

И – Э** И (Э) – Э

И – Э**

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Писатель Борис Екимов о счастье и смысле жизни.
Размышляя о героях рассказов Бориса Петровича Екимова, мы задумывались о том, как же понимает счастье и смысл жизни сам писатель? 16 февраля 2007года состоялась встреча литератора со школьниками, на которой мы присутствовали. Он поделилс ...

Ярмарка тщеславия. Роман без героя Проза (1847—1848)
Англия, начало XIX в. Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами — состоянием, титулами, чинами. Ярмарка Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит денно и нощно ...

Особенности создания детектива. Каноны классического детектива
Прежде чем приступить к непосредственному разбору особенностей и правил детектива, мы должны достаточно чётко определить наш предмет анализа – детектив. Детектив – преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения кот ...