Анализ ритмической организации стихотворения Марины Цветаевой «Ученик»Страница 4
Обозначив метонимию символов МН, метафору – МФ, слово в прямом значении – ПР, получим следующую схему:
ПР – 2МФ МН – 2МФ МН – 2МФ МН – 2ПР |
ПР – 2МФ МН – 2МФ МН – 2МФ МН – 2ПР |
ПР – 2МФ МН -2МФ МН – 2МФ МН – 2МФ |
Метонимия, как известно, троп интеллектуальный, метафора – эмоциональный. Однако степень эмоциональности различных метафор различна. С этим свойством тропа связана еще одна ритмическая форма стихотворения. Рассмотрим ее в следующем пункте.
16. Ритм интеллектуальных и эмоциональных элементов. Левая часть отличается интеллектуальностью, которую несколько разнообразит эмоционально – уменьшительный суффикс в стихе третьем всех трех строф («сапожком»); правая часть – неуклонно нарастающей эмоциональной напряженностью. Это нарастание можно проследить в каждой из следующих параллелей.
Первая параллель:
По холмам – круглым и смуглым а)
По пескам – жадным и ржавым б)
По волнам – лютым и вздутым в)
а) дает характеристику внешнюю и. так сказать, мирную – эстетизированную;
б) драматическую и антиэстетическую (жадные пески – т.е. готовые поглотить; ржавые, т.е. уродливые)
в) еще более драматическую (лютые волны, т.е. тоже готовые поглотить, враждебные человеку; вздутые – усиливает первое определение). Образуются два параллельных ряда (по вертикали): круглые – жадные – лютые; смуглые – ржавые – вздутые; в каждой из них эмоциональная напряженность нарастает.
Вторая параллель:
ПОД ЛУЧОМ |
сильным и пыльным а) жгучим и пьющим б) гневным и древним в) |
а) дает характеристику внешнюю;
б) драматическую по воздействию на субъекта (жгущий луч, т.е. мучительный для человека; пьющий, т.е. уничтожающий благотворную влагу);
в) еще более драматическую (гневный луч, т.е. враждебный человеку, стремящийся его уничтожить; древний, т.е. враждебный ему испокон веку).
Третья параллель:
ЗА ПЛАЩОМ |
рдяным и рваным а) лгущим и лгущим б) |
а) тоже характеристика внешняя, дающая как бы вещественные приметы – цвет и фактуру;
б) обобщающая оценка, эмоциональный итог.
Обозначим интеллектуальное начало символов И, эмоциональное – Э, степень эмоциональности – звездочками. Тогда получим:
И – Э И – Э И (Э) – Э И - Э |
И – Э* И – Э* И (Э) – Э* И – И |
И – Э** И – Э** И (Э) – Э И – Э** |
Похожие статьи:
Структура литературного героя
Литературный герой - персона сложная, многоплановая. Он может жить сразу в нескольких измерениях: объективном, субъективном, божественном, демоническом, книжном (Мастер М.А. Булгакова). Однако в своих отношениях с обществом, природой, дру ...
Пародия как жанр литературно-художественной имитации
Пародия (от греч., букв. – перепев, комическая переделка) – жанр литературно-художественной имитации, подражание стилю отдельного произведения, автора, литературного направления, жанра с целью его осмеяния или сатирического разоблачения. ...
Путь в "большую литературу"
Вступление Бунина в большую литератур совпало с одним из исторически насыщенных и противоречивых периодов ее развития. Сам Бунин писал: "Я увидел сразу целых четыре литературных эпохи: с одной стороны – Григорович, Жемчужников, Толст ...