Разделы


Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле " Записки охотника" И. С. Тургенева
Страница 1

Материалы » Тема денег в русской литературе » Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле " Записки охотника" И. С. Тургенева

Новым этапом развития темы денег явился цикл рассказов и очерков "Записки охотника". И.С. Тургенева. «Надо наконец знать себе цену», «дешево отделались!», «гроша медного не стоит», «никаких денег не пожалею», «деньги – прах! Золото — прах!» — эти и другие метафорические выражения, рассыпанные в цикле наряду с указаниями точных сумм, величины оброков, цен на хлеб, лошадей, взяток указывают на основную тему большинства рассказов. Упоминание о деньгах придает художественному миру «Записок охотника» правдоподобие.

Тема денег, заявленная открыто или полуреализованная в тексте, имеющий прямое отношение к развитию действия или находящийся на его периферии, является одним из основных элементов в создании образов «романтика" - "идеалиста» и «прагматика».

Деньги являются одним из самых важных элементов, из которых складывается тема рассказа «Хорь и Калиныч». Крепостной Хорь — на оброке, т.е. живет и работает по своему усмотрению, «своим умом» и за это платит барину по пятьдесят рублей в год. Мужик настолько умен, что, начав с нуля (изба у него сгорела) и, поселившись «на болоте», сумел разбогатеть.

Мотив денег, кроме того, проявляется в связи с нежеланием Хоря выйти на свободу. Богатый крестьянин утверждает, что на это у него не хватает денег. У него шестеро взрослых сыновей, Можно представить, что откуп будет дорого стоить. Деньги полезнее и надежнее для хозяйства и для торговли, которой он также занимается («торгуем помаленьку маслишком, да дегтишком»). Сам по себе крестьянский труд, даже свободный, — не прибыльное дело. Позиция мужика не вызывает осуждения рассказчика, разделяющего, видимо, понятия свободы и материальной независимости, реальности и «мечтаний»: «Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями».

Калиныч - "романтик". Главной особенностью характера является пренебрежительное отношение к материальному, к деньгам. Черта, которая пленяет охотника и сразу подкупает его. Этому «романтику» присуще, кроме близости к природе и игры на балалайке, бескорыстие. Он лишен грубого практицизма, заботы об удобствах жизни: «ходил в лаптях, перебивается кое-как», т.е. обустроить жизнь не смог, остался один, пренебрегает вещами - не только одеждой, но и охотничьими! принадлежностями. Для него человеческие отношения не оцениваются деньгами, материальной выгодой. В этом заключается главное различие в мировосприятии Калиныча и Хоря, для которого деньги являются эквивалентом человеческих отношений. А Калиныч старается не видеть связи между материальными благами и душевными отношениями.

Ермолай из рассказа «Ермолай и мельничиха», человек «ни на какую работу не годный», отчасти тоже фигура романтическая: «Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, сильно любил выпить, не уживался на месте . Он подвергался самым разнообразным приключениям .». Этот облик беззаботного охотника дополняется еле заметным штрихом — мотивом пренебрежительного отношения к деньгам. В этом рассказе мотив денег звучит дважды: о Ермолае рассказчик замечает, что «он легко мог бы на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но, ни разу даже не подумал о подобной покупке». И о мельничихе — также в вопросе охотника: «Много ли он за нее дал выкупу?» — «А не знаю!» — ответил Ермолай. Деньги действительно в этом рассказе играют роль самую незначительную.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Евгений Евтушенко
Родился на станции Зима Иркутской области 18 июля 1933 года в семье геологов. В Москве проходило детство писателя, и там же с 1949 он начал печатать свои первые стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького, но был и ...

Достоевский и мировая культура
Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру так велико и имеет столь разнообразные формы, что его, в сущности, невозможно предсказать и предвидеть. Всякий раз оно появляется в новом для себя или для литературы обличье и именно там, ...

Сравнительная характеристика ритмической организации лирики ранних и поздних периодов Марины Цветаевой
Содержательная сторона поэзии Цветаевой складывается под влиянием античной и христианской культур, представление о которых имеет генетическую связь с впечатлениями детства, рассказами отца, чтением литературных памятников, посещением запа ...