Разделы


Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле " Записки охотника" И. С. Тургенева
Страница 2

Материалы » Тема денег в русской литературе » Романтическое и прагматическое отношение к богатству в цикле " Записки охотника" И. С. Тургенева

В «Малиновой воде» ярче, чем в других рассказах, тема денег вместе с понятиями «барщина», «оброк», «тягло», «недоимки», «приказчик», «барин», «из низкого сословия» и др. освещает не только социальные противоречия и неустройства, но и общую абсурдность жизни помещика и крепостного. Бессмысленность требований графа денег от крестьянина (в истории Власа), нелепое мотовство и траты его отца (в рассказе Тумана) связывают эпизоды рассказа, создающего характерную картину помещичьего быта и крепостной жизни.

В «Уездном лекаре» мотив денег окаймляет историю, рассказанную лекарем. Начинается рассказ с иронического описания того, как лекарь принимает оплату: «весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону .». «Бедному человеку», как сам себя называет лекарь, лишенному самодовольства, честному, явно неловко принимать ассигнацию за пустяковую услугу: охотнику он «прописал обычное потогонное, велел приставить горчичник». Завершает рассказ «преферанс по копейке». Уездный лекарь выиграл «два рубля с полтиной — и ушел поздно, весьма довольный своей победой».

В рассказе «Контора» охотника поражает абсурдность организации жизни во владениях помещицы Лосняковой. Бессмысленность ее «административных» нововведений обнаруживается уже в назначении почти слепого и глухого деда сторожем на гороховое поле — первого, с кем встретился охотник в поисках укрытия от дождя. Главное учреждение в имении — Контора. Смысл происходящих здесь событий, которые тайно, притворившись спящим, наблюдает охотник, заключается в том, что конторщик — посредник во всех хозяйственных делах барыни — использует свое положение для вымогания взяток. Действия всех посетителей конторы связаны с деньгами. Однако в тексте рассказа слово «деньги» замещается различными «беленькими», «серенькими», «четвертными» и другими обозначениями бумажных денег. Так как читатель должен догадаться, о чем идет речь, то можно сказать, что мотив денег полуреализован в тексте рассказа. Центральная сцена — торг купца, покупающего хлеб у помещицы, с ее главным конторщиком.

В рассказе «Петр Петрович Каратаев» мотив денег подчеркивает и усиливает психологическую основу конфликта. Дворянин Каратаев влюбился в холопку и решил ее выкупить. Сцены торга, непосредственно связанные с мотивом денег, нередки в «Записках охотника». Это обыденное явление, не отягченное негативными ассоциациями, т.е. не связанное с понятиями жадности, мелочности или, наоборот, щедрости продавца или покупателя. Например, при покупке лошадей в рассказе «Лебедянь» барышник открыто «заломил цену небывалую». Когда появляется богатый князь, цены взлетают еще выше; продавец просит уже тысячи, а не сотни рублей. Наоборот, идиллическая чистота на дворе у г. Чернобая, у которого «все по старине», "все ладони, без хитростей", оказывается уловкой вполне «современного мошенничества». Обманутому остается только «покориться своей участи».

Основное событие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», вокруг которого строится действие, — продажа имения. «Двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом! Думайте! » — твердит Лопахин. Любовная линия (Аня и Трофимов) явно на периферии основного действия, едва намечена. Напряжение действию придают торги, аукцион — принудительная продажа именин Раневской. Событие представляется катастрофическим и невероятным для его участников. С самого начала пьесы говорится о создавшемся положении как исключительно трудном и неожиданном. Аня рассказывает Варе о том, что у Любови Андреевны уже ничего нет, «дачу свою около Ментоны она уже продала . не осталось ничего. У меня тоже не осталось ни копейки». Ощущение крайней бедности нагнетается: несколько раз говорится о том, что «людям есть нечего». О возможности заплатить проценты и речи нет: «Где там», безнадежно отвечает Варя. Гаев говорит, что для спасения имения средств «в сущности ни одного». Речь идет фактически о полном крахе фамилии.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Эпоха сентиментализма
С шестидесятых годов XVIII века в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека ...

Анненский как символист
Мне надо дымных туч с померкшей высоты, Круженья дымных туч, в которых нет былого, Полузакрытых глаз и музыки мечты, И музыки мечты, еще не знавшей слова . О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгор ...

Эволюция героя в творчестве В.С. Маканина: от "Валечки Чекиной" и ""Предтечи" до Петровича в "Андеграунде нашего времени"
Дебютировал В.С. Маканин в российской литературе в 1965 году, когда вышло его первое произведение роман "Прямая линия". Затем в 1971 году увидела свет повесть "Безотцовщина". Впоследствии на протяжении двадцати лет пра ...