Разделы


Введение

Материалы » Нос как признак героя-трикстера в произведениях Н.В. Гоголя » Введение

Данная тема выбрана нами неслучайно. Нас уже давно интересовало, почему Гоголь в своих произведениях предавал огромное значение носу и действиям, связанным с ним. Еще больше мы утвердились в своем мнении, когда схожую мысль мы обнаружили в сочинениях Набокова:

«Мы увидим, как нос лейтмотивом проходит через его [Гоголя – прим. автора] сочинения: трудно найти другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи, чихания и храп …» «Обостренное ощущение носа в конце концов вылилось в повесть «Нос» - поистине гимн этому органу. Фрейдист мог бы утверждать, что в вывернутом наизнанку мире человеческие существа поставлены вверх ногами (сам Гоголь уверял, что консилиум парижских врачей постановил, что его желудок перевернут вверх ногами). И поэтому роль носа, очевидно, выполняет другой орган, и наоборот» (Набоков В. В., 1998, с. 405-409)

Однако Набоков все же отмечает, что нос у Гоголя – символ мужественности, женские лица почти всегда плоские, в противоположность мужским. Нос Гоголя, по его словам, обозначает мужское начало, нос у него - «герой-любовник». Мы поставили перед собой цель выяснить причину выбора Гоголем именно носа и узнать, случаен ли этот выбор.

Для этого мы проанализировали ряд произведений Гоголя, так называемого Петербургского периода: «Невский Проспект», «Нос», «Шинель» и, наконец, «Мертвые души». Выбор данных произведений был сделан прежде всего потому, что именно в тот период был написан «Нос» - произведение особо заинтересовавшее нас, впрочем, как и «Мертвые души». Но сначала перейдем к истории вопроса. Существует несколько толкований невероятных событий, связанных с бегством носа с лица Ковалева. Первая версия: слово «нос» - перевернутое слово «сон», и поэтому все, что случилось с героем было сном, а вся повесть – лишь шутка автора. Согласно другой версии нос – это отделившаяся душа, как душа-тень в произведении Шамиссо «Приключения Петера Шлемиля». Хотя нос и более прозаичен, чем тень, т.е. нетипичный для эпохи романтизма образ. У автора были очень веские основания заменить романтический образ души-тени прозаическим носом. Сам выбор носа в качестве субститута души несет определенную смысловую нагрузку. Об этом много писали исследователи творчества Гоголя, но во всех случаях трактовка использования Гоголем именно носа была своеобразным символом абсурдности происходящего.

В нашей версии мы считаем, что абсурдность ситуации – не абсурд, а закономерность! Да, с нормальной точки зрения эта повесть – абсурд, но с мифологической точки зрения – вовсе нет! Гоголь тем примечателен, что имел мифологическое мышление (вспомним работы Ю. М. Лотмана и Ю. В. Манна).

Так не имеет ли нос другого, более глубокого значения? Ведь не случайно он занимал такое большое место в его произведениях!

Похожие статьи:

Сложные годы учебы М.М. Пришвина
«Дорогие друзья мои, не забывайте никогда свои детские мечты, храните это дитя свое со всеми своими его задушевными мечтами .». М. Пришвин В 1883 году мать отвезла Мишу в Елецкую гимназию. В тогдашней российской школе временно торжество ...

Комплимент-антитеза.
Так же, как и в косвенном комплименте, здесь реализуется способность адресанта к нестандартному мышлению и его адекватной вербализации. Комплименты этого типа строятся на антитезе. v Знаете, мне Вас искренне жаль… Наверное, нелегко быть ...

Чиновники города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, ...