Стихия денег в произведениях Ф. М. ДостоевскогоСтраница 1
В произведении Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание" все герои романа, так или иначе, охвачены стихией денег, и эта стихия может выражаться в бедности или богатстве: Раскольников и его родные, его друг Разумихин, Мармеладовы очень бедны – страдают от голода и холода, подвержены мелочным страстям, азартным играм, спиртному. А вот помещик Свидригайлов богат, но его пороки не меньше, а даже больше, чем пороки бедняков. Развращенность и вседозволенность приводят его к самоубийству. А чем же лучше жизнь Лужина, желающего женится на сестре Раскольникова Дуне, который «…более всего на свете любил и ценил…, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»? Таким образом, Достоевский пытается подчеркнуть разрушительную силу денег, одинаково убивающих духовность человека и толкающих его на путь преступления. https://www.deznet.ru купить перчатки хлопчатобумажные медицинские.
В самом произведении бесчисленное множество раз упоминается слово «деньги» в диалогах и описаниях. Автор даже детально приводит описание количества монет, лежавших в кармане Раскольникова. Считать копейки и вечно зависеть от денег, думать о них – главная забота бедных и обездоленных. Перед каждым из героев, как и перед людьми реальными стоит дилемма: как выжить в мире бедности и унижения, не согрешив, не нарушив одну из Заповедей. Образ старухи – этот собирательный образ ростовщика, наживающегося на горе других. Всем в жизни старухи правят деньги, и их у нее боле, чем достаточно, в сущности, они и не нужны ей. Но она отбирает даже жалкие гроши у своей сводной сестры.
характер Раскольникова не однозначен, как и его судьба. В нем еще теплится добро и вера, он способен откликнуться и помочь другим, что хоть на мгновение возвращаем ему надежду. Власть денег разрушительная, но субъективна и человек может бороться с нею, имея на то желание и волю.
«Я вчера все деньги, которые вы мне прислали, отдал . его жене . на похороны. Теперь вдова, чахоточная, жалкая женщина . трое маленьких сирот, голодные . в доме пусто . и еще одна дочь есть . Может быть, вы бы и сами отдали, кабы видели . Я, впрочем, права не имел никакого, сознаюсь, особенно зная, как вам самим эти деньги достались. Чтобы помогать, надо сначала право такое иметь…».
Сам Раскольников постоянно нуждается в деньгах. Как только он получает некоторую сумму, он сразу же раздает ее. В тексте романа тщательно описывается каждый акт милосердия Раскольникова. Но именно без денег, и даже малого призрака их власти и разрушительной силы, на каторге в атмосфере лишений и страданий Раскольников все же кается и обращается к вечным ценностям, способным излечить его душу. Ему помогает любовь Сони, которая, как и он, вырвалась из стихии денег.
Уход из-под власти денег делает главного героя свободным от его обманчивых, антигуманных теорий. Смысл его жизнь это любовь, вера и честная работа, благодаря которой он, возможно, и не станет богатым, но сможет не умереть с голоду и жить с любимой женщиной.
В мире сентиментальной условности и преувеличенной чувствительности, в повести «Бедные люди», тема денег как внелитературный материал, имеющий реальное значение вне рамок художественного вымысла. По традиции бедность изображается в убожестве жилища, одеяния и пропитания. Макар Девушкин живет в кухне дома, где «чижики так и мрут . не живут в нашем воздухе», вообще это «Ноев ковчег». У него не остается денег на еду: хозяйка то и дело «обед совсем отказывается давать». Для Макара «полфунтика табачку» — роскошь и наслаждение. Варвара вспоминает о том, как богатая родственница «за столом каждый кусок, который мы брали, следила глазами». Стараясь обеспечить девушку самым необходимым, Макар Девушкин оказывается в долгах, постигает все унижения последней бедности. Деньги в художественном мире – указание и обозначение намерений, средство достижения целей. Так, Варвара пишет: «Вы дали хозяйке два рубля серебром; это очень хорошо; она замолчит теперь на время». Деньги, которые хочет оставить Варваре незнакомый господин пожилых лет» «под каким-то страниц предлогом», указывают на его неблаговидные намерения. Деньги играют важную роль в композиции повести, организованной в форме переписки, что дает возможность автору, но только показать разницу, но и подчеркнуть сходство взглядом сорокасемилетнего Макара и девятнадцатилетней Варвары на житейские проблемы. Мотив денег проходит сквозь переписку соединяющей нитью и связан со временем написания писем. Чем дольше длится переписка, т.е. чем дольше помогает Макар бедной девушке, тем меньше у него денег.
Похожие статьи:
Рассказы Л.Н. Толстого
Исследователи творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого подсчитали, что за свою долгую жизнь он создал свыше пятисот произведений — художественных, философских, публицистических, педагогических и других. Вместе с дне ...
Образ автора, его роль и место в композиции лирического цикла 900-х гг.
Особенности раскрытия лирического героя
Рассказы Бунина, по мнению О. Михайлова, - "это наплывающие, сменяющие друг друга впечатления, цепь картин, спаянных единым поэтическим дыханием".
Его проза лирична, окрашена его переживаниями, его поэтическим восприятием мира, ...
Герцен
Александр Иванович Герцен (1812—1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. Белинский говорил, что у Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия па втором. Особенность его таланта заключалась не стол ...