Художественные средства и поэтические приемы «творчестве.Страница 5
Возлюбленная воплощена в рубайятах Хиркати в следующих символических образах:
виночерпий эпохи:
Таижил айлагил сакии давран отти;
время (сезон):
Гумнам гулун мавсими бостан отти;
томные глаза:
Гумнам йугур кози хумарим отти;
амулет:
Зулфаклари бойинда тумарим отти;
бадахшанский яхонт:
Отдак кизарип лаил Бадахшан отти;
душа:
Гумнам йурак тахтини кой жан отти.
Такие сравнения встречаются с в таржибанде Хиркати: возлюбленная - это кыбла (страна света, куда обращается молящийся), лирический герой - раб, искра, пылинка.
Метафоры
В газелях Хиркати:
Ишк ахли (Влюбленные): 36-6 Газели (серны) любви: 15-8
Клинок любви: 37-3 Пленник любви: 41-5
Огонь любви: 24-1 Пустыня любви: 29-8
Кафиры любви: 31-9 Море любви: 57-6
Паводок любви: 72-7 Река любви: 57-7
Базар любви: 84-11 Шах любви: 14-1
Страна любви: 57-7 Дерево любви: 3-6
Огонь печали: 32-6 Клинок печали: 72-1
Море печали: 12-6 Муравьи печали: 30-6
Газели (серны) печали: 28-6 Уголок печали: 13-6
Хижина печали: 83-9 Огонь разлуки: 67-5
Тучи разлуки: 60-8 Стрела разлуки: 59-8
Зиндан разлуки: 10-3 Ветер разлуки: 9-4
Ад разлуки: 41-3 Ветер печали, расставания: 77-1
Кинжал печали: 9-3 Птица души: 4-8
Ларец души: 45-1 Сад души: 21-1
Глаза души: 57-5 Крепость души: 14-3
Силок красы: 10-8 Луч красы: 32-3
Тепло красы: 71-5 Двери радости: 10-6
Вино радости: 41-3 Вместилище дум: 15-3
Птица грёз: 83-8 Сад лица: 22-7
Солнце лица: 30-7 Светильник красы: 54-5
Клинок красы: 63-3 Сад страданий: 67-2
Птица страданий: 57-9 Листок жизни: 15-9
Гора души: 29-6 Цветок рая: 4-6
Петля счастья: 15-8 Ветер смерти: 28-8
Стрела печали: 31-2 Стрела гнёта: 3-6
Лоно судьбы: 37-3 Птица взора: 16-5
Метафора в мухаммасе:
Подарок красы
Зерно верности
Садности
Чаша свидания
Вино любви
Лужайка увеселения
Цветок красы
Метафоры в рубаят:
Вино увеселения
Виночерпий времени (эпохи)
Трон сердца
Шах любви
Жемчужница души
Страна любви
Время расставания
Метафора в тарджбандах:
Искра восхваления
Сад восхваления
Огонь любви
Ветер милосердия
Ланцет дум
Река разлуки
Рука свидания
Солнце красы
Семья любви
Рука любви
Камни тирании
Страна любви
Хиркати умело использует гиперболу: "земля, посеянная милостью бога" - это Кашгар; красоту кашгарских девушек поэт описал так: "мельком брошенный взгляд ее испепелит сердца" и превратит в бадахшанский яхонт; кашгарский мазар - кыблагах, место поклонения всех влюбленных; "жизнь и быт бедняка богаче трона султана" и т.д. Большая часть гиперболических сравнений поэта относится к описанию красоты возлюбленной; она - "вся огонь пылающий" (2-3); "волосы белый день в темную ночь превратят (2-5); лицо чисто, без пятен, как Солнце" (20-3).
В поэзии Хиркати, особенно в его газелях, встречается во множестве стилистическая фигура контраста; день и ночь,
свет и тень
, солнце и луна,
Похожие статьи:
Мартин Матушевич
Внутренний разлад и анархию в государстве рисуют знаменитые «Мемуары» одного из крупных тогдашних государственных сановников, кастеляна брестлитовского, Мартина Матушевича (1714—1768).
Не предназначая свои записки к печати, Матушевич со ...
Д.С. Мережковский. Краткая биография
Дмитрий Сергеевич Мережковский (2 (14) августа 1865, Санкт-Петербург, Российская империя – 9 декабря 1941, Париж, Франция) – русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
Д.С. Мережковски ...
Понятие комического в пьесе А.Н. Островского "Не
в свои сани не садись". Комизм
и мораль в пьесах А.Н. Островского
Островский вошел в русскую литературу как наследник Пушкина и Гоголя - национальный драматург, напряженно размышляющий об общественных функциях театра и драмы, преобразующий будничную, привычную действительность в исполненное комизма и др ...