Художественные средства и поэтические приемы «творчестве.Страница 4
У Хиркати:
Гар жари ситам узра нача нала килурман,
Булбул болушум ол гули ханданин учундур (13-3).
Таких сравнений можно встретить и в 6-7, 16-5, 31-11, 50-2, 58-6 и других газелях.
Часто встречается сравнение с псом (ит, саг):
Гумнам итини соргали калса аягин агритип,
Хар кадимига мин жахан болса агар нисаридур.
Дальше в 25, 27, 30, 43, 48, 60-газелях.
В газелях Хиркати лирический герой изображается страдальцем, мучеником, несчастным, одержимым любовью, безумцем. Он не может выплеснуть свою боль, печаль перед своей возлюбленной, поэтому готов довольствоваться общением, беседой с собаками своей любимой.
Агар болса муйассар итларига хам забан олмак,
Далил ушбуки ол каткан каяшм сари башимдур (21-4)
Поэт сравнивает этих животных с их хозяйкой, которая бездушна, бессердечна. Он бы желал, чтобы возлюбленная заимела хоть малую часть сострадания, которыми наделены ее собаки:
Агар рагиб есам дил багига васл кадам килмак,
(Бахит конлумга итлар михрини рагиб каяшимдур (21-5).
В следующих строках поэт сравнивает себя с костью, которую только и собака может возжелать:
Амасдур устахани хар итин астида содралган,
Гамин ранжи била олган менин жисми табахимду (27-8).
Таких примеров у Хиркати великое множество: 5, 24, 27, 28, 29, 31, 37, 42, 43, 52, 59, 75, 77, 78, 79, 83 и другие газели.
Встречаются в газелях Хиркати также следующие сравнения:
цель, мишень (11-4, 58-6);
султан влюбленных (22-11);
цветущий луг, цветник (49-7);
муха (58-4);
безумец (60-13);
тень (77-7);
зола (25-15, 35-10);
гора (28-6);
дым (35-10);
стелька (44-10);
огонь (35-10);
дрова (2-3, 55-13);
сокол (76-6);
рай (36-11);
отшельник (60-13);
молния (83-4);
гром (83-4);
кость (27-8);
капля моря (50-6);
шах бедняков (63-6);
земля, прах (64-4);
золото (64-6).
Лицо лирического героя Хиркати сравнивает с золотом (63-6), цветком (67-5); сердце - коралл (63-6), глаза - солнце (57-3), следы -жемчужины (63-6), потоп (31-9), яхонт ( 57-4), летний дождь (25-10), кровь - вино (41-5), душа, сердце - чернильница (1-6), мишень (78-3), голубятня (58-3), клетка (19-1), обитель печали (82-11), собака (50-5), счастье - бутон (74-4), душа и тело - сыновья Адама Хабил и Кабил (4-9).
Другие сравнения:
Любовь - мусхаф (книга, Коран) (1-7), огонь (51-3) 62-5), светильник (8-7).
Огонь любви - обиталище поэта (56-1).
Пленник любви - цель, мишень (43-7).
Душа, сердце (чувство) - родник, источник любви (1-8), кыбла
(запад, Мекка) (17-2), Шах шахов (35-6).
Сердце - кебаб (10-1, 41-5).
Слезы - кровь (42-5).
Кровавые слезы - хна (42-5).
В своих мухаммасах, рубай, таржибанде месневи Хиркати. помимо образов газелей, обыгрывает также свои новые, оригинальные. Свое возлюбленную поэт сравнивает с:
колючкой:
Мани булбулга гул хам болмасан баг ичра харим бол;
Масихом (Айса, Иса):
Масихадак олук жисмим ичра аи гул жан сипарим бол;
Наездником:
Йолунда гард олай туфраг олуп сан шахсуварим бол;
Светильник:
Олупман ишкин ичра дайима шамъи мазарим бол;
Похожие статьи:
Природа и функции метафоры
Основной признак метафоры – ее семантическая двойственность. В структуру метафоры входят два компонента – ее значение (свойство актуального субъекта) и образ ее вспомогательного субъекта.
Называя Собакевича медведем, имя медведь относят ...
Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то ...
Деятельная любовь – основа жизненного поведения, нравственный стержень
героев Бориса Екимова.
Среди героев писателя есть такие, которые не размышляют о смысле жизни, о том, что нравственно, а что безнравственно. Нравственность проявляется в их поступках, практических действиях. Они просто живут, отдавая другим людям, родной земле ...