Разделы


Поэтическое наследие поэта XVII в. Мухаммада Имина Хиркати к вопросу изучения творческого наследия Хиркати
Страница 4

Материалы » Поэтическое наследие поэта XVII века Мухаммада Имина Хиркати » Поэтическое наследие поэта XVII в. Мухаммада Имина Хиркати к вопросу изучения творческого наследия Хиркати

Таким образом, творческое наследие одного из ярких представителей уйгурской литературы XVII века Мухаммада Имина Хиркати и других поэтов требует дальнейшего углубленного анализа их произведений в тесной связи с творчеством представителей родственных национальных литератур. жизни Хиркати совпали со временем, когда в Йегионе Центральной Азии сложилась очень сложная общественно-политическая обстановка. Иранская империя, Яркендское, Бухарское, Хивинское, Казахское. Джунгарское и другие ханства, сыгравшие значительную роль на этом обширном пространстве, в XVII веке переживали большие перемены. Если народы и племена, находившиеся под владычеством государства Сефевидов, усилившегося в годы царствования шаха Аббаса I (1587 -1629), своими выступлениями за независимость основательно потрясли влияние Ирана в Центральной Азии, то господство в Средней Азии Бухарского и Хивинского ханств и особенно междоусобные столкновения этих ханств и их войны против казахов, туркменов и других еще более усугубили положение масс, проживающих в этом регионе. Образование во второй четверти этого века Джунгарского ханства и его завоевательская политика разделение в конце века Казахского ханства на три части, так называемые Малый, Средний и Старший джузы /5, с. 389/, появление различных политических группировок и усиление постоянных вооруженных стычек между ними обострили и без того взрывоопасную обстановку. Такой же политический кризис переживало и Яркендское ханство (государство Саидия), сыгравшее ведущую роль в истории Центральной Азии.

Долгий тернистый путь прошло Яркендское ханство, просуществовавшее более ста шестидесяти лет. В 1514 году "султан Саид-хан - третий сын султана Ахмед-хана, внук Юнус-хана - с небольшими силами завладел престолом, и в Яркендском ханстве было положено начало новой династии Саидов-потомков Туглук-Тимура. Это объясняется тем, что с переходом власти от дуглатского племени к потомкам Туглук-Тимура государственный строй в Восточном Туркестане остался неизменным, сохраняя независимость от Могулистана" /6, с. 128/. В состав ханства входили такие большие города Восточного Туркестана, как Кашгар. Яркенд, Хотан, Аксу, Уч /Учтурпан/, Янгисар, Бай, Турфан, Кумул, Кучар, Карашар, а также прибрежные земли рек Талас и Нарын, озера Иссык-куль, Ферганская долина. К концу XVI века, в годы правления Саид-хана, Абдурашид-хана и Абдукерим-хана, Яркендское ханство заметно укрепилось в политическом, экономическом, военном отношениях, было осуществлено ряд мероприятий в культурной, просветительской, научной областях. Города Кашгар, Яркенд, Хотан превратились в настоящие очаги науки и просвещения. Эти города, так же, как знаменитые медресе "Хакания" в Кашгаре и "Ханская библиотека" в Яркенде прославились на весь ученый мир. История, литература, медицина изучались как науки, изучались языки -арабский, персидский, урду, что дало возможность для близкого ознакомления с литературным наследием Востока.

Однако не все шло гладко в стране из-за поражений во внешнеполитической жизни, а также междоусобиц, этого извечного бича внутренней стабильности. Разруха и нестабильность особенно остро проявлялись в последние сорок пять лет до прихода к власти Абдулла-хана /1638-1667/. Начиная с этого момента и до конца правления его преемника / Исмаил-хана (1669 - 1676). Яркендское ханство не знало поражения в столкновениях с внешним врагом и дестабилизации внутри страны.

Явившееся в своё время очагом развития уйгурской культуры, искусства, литературы, бывшее своеобразным центром многих тюркских народов и племен, Яркендское ханство, несмотря на отчаянные преодолевания внешних и внутренних противоречий, во второй половине XVII века оказалось в трагическом положении. В целях превращения этого богатого и древнего края в свою колонию, внешние силы приложили максимум усилий по дестабилизации обстановки в нем. В первую очередь усилили борьбу за власть среди ходжей в таких крупных городах, как Яркенд, Кашгар, всячески поощряли столкновения между религиозными течениями. Они добились раскола в среде широких масс, привели в полное разорение богатсва края, города и селения, а население довели до полного обнищания. Все это привело к краху Яркенское государство, к уничтожению политического центра с развитой экономикой, процветающей культурой, к ликвидации державы, которой гордились уйгуры, узбеки, казахи и другие тюркские народы, считавшие её своей родиной. Не довольствуясь содеянным, ходжи продолжили свои злодеяния, в результате чего весь Восточный Туркестан оказался под пятой в начале джунгарцев, а затем и маньчжуро-китайских завоевателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Художественный стиль Чехова в любовных рассказах
Современная Чехову критика часто упрекала писателя в равнодушии к своим героям, в том, что он с одинаковым интересом и вниманием описывает все, что оказывается в поле его зрения, не отделяя главного от второстепенного. Особенно часто выра ...

Фразеологизм, как средство сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина.
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для показывания отдельных предметов, признаков, действий». Салтыков-Щедрин часто использовал фразеологизмы, для придания сказкам выразительности, образности и небрежного сатирич ...

«Темы о любви» и призыв к перемене мировоззрения
И сколько раз и скольких чеховских героев охватит это стремление избавиться от пошлости, тупости, от мещанского окружения— начиная от бедной Маруси Приклонской, тоже ведь мечтавшей уйти туда, где «живут люди, которые не дрожат перед бедно ...