Разделы


Поэтическое наследие поэта XVII в. Мухаммада Имина Хиркати к вопросу изучения творческого наследия Хиркати
Страница 3

Материалы » Поэтическое наследие поэта XVII века Мухаммада Имина Хиркати » Поэтическое наследие поэта XVII в. Мухаммада Имина Хиркати к вопросу изучения творческого наследия Хиркати

Работа по выявлению и изданию текстов произведений Хиркати была начата синьцзянскими учеными еще в 50-е годы прошлого века. Так, его стихотворный сборник, куда вошли газели, рубай и другие поэтические произведения, был обнаружен известным уйгурским поэтом Аршидином Татликом у жителя Яркенда Сайим Ахуна в 1957 году. Но, к сожалению, это был один из вариантов, переписанный неизвестным. Эти произведения впервые были подготовлены и опубликованы Т.Елиевым в 1963 году в журнале "Литература и искусство Синьзцяна" (ныне "Тарим"). Наиболее полные его варианты опубликованы в журнале "Булак" в 1981 году М. Османовым /3, с. 9-V 128/, а также в книге "Диван, Гумнам" (Урумчи, 2004), куда кроме газелей, рубай, мухаммасов и тарджиибанд, включен месневи, расшифровка всех стихотворений и факсемиль. Главный труд поэта "Мухаббатнаме ва мехнаткам" также опубликован впервые в вышеуказанном журнале "Литература и искусство Синьзцяна" в 1957 году. В Казахстане же в 1963 году были опубликованы отдельные отрывки из поэмы /4, с. 63-126/, а позже они включены в учебные пособия.

Основное место в литературе Востока эпохи Хиркати занимали произведения на суфийские темы и мотивы. Хиркати, продолжая традиции

представителей этого направления, таких как Фариддин Аттар, Алишер Навои, создает свои лирические произведения, где он воспевает торжество любви и труда над враждой и злом.

При проведении научно-исследовательских работ по творчеству Хиркати перед учеными возникали все новые и сложные вопросы относительно личности поэта и происхождения его произведений, которые требовали незамедлительной конкретизации и определения. Одна из таких проблем заключалась в том, что эти два произведения, то есть поэма "Мухаббатнаме ва мехнаткам" и поэтический сборник, имели разные псевдонимы. Написанная в 1670 году поэма под псевдонимом "Хиркати" (от слова ^горет? ''тлеть'), хранящаяся в музее памятников литературы г. Урумчи СУАР КНР, состоит из 47 глав, три из которых включает в себе вводную и заключительную части произведения, 20 глав отводятся восхвалению пророков, в остальных 24 главах описываются образы главных героев дастана - Сабы (утренний ветерок), соловья, розы и гулькахках.

Другой же труд поэта - сборник стихов под псевдонимом "Гумнам" (от словалнеизвестныи) объёмом в 109 страниц, написанный вероятнее всего в то же время, что и поэма, состоит из 85 газелей (1550 строк) , 14 мухаммаса, 25 v рубай, одного тарджйбанда (198 строк) и одного месневи. Надо отметить, что ученые до сих пор не могут определить - является ли этот сборник полным или не полным. Как мы видим, эти два разных псевдонима и стали причиной бытования в научной среде противоположных мнений: одни утверждали, что это один и тот же автор, другие придерживались иного мнения, а третьи приводили другие версии. При написании истории уйгурской литературы ученые относили их к разным периодам - Хиркати к XVII веку, а Гумнама к XIX веку. Только в конце прошлого столетия, а именно в 90-е годы, этот вопрос все-таки нашел ответ благодаря появлению на страницах издаваемого в Узбекистане журнала "Шарк юлтузи" ("Звезда Востока") отрывков из книги "Тазкираи каландаран", где приводятся факты о том, что Мухаммад Имин Ходжамкули носил два псевдонима.

Другая проблема состояла в поэтическом сборнике поэта, а именно в принадлежности тех или иных газелей перу Хиркати. Дело в том, что в изданные в 1900 и 1979 годах сборники современника Хиркати узбекского поэта Бабарахима Машраба "Дивана-и Машраб" и "Из поэзии Машраба" ошибочно были включены, как об этом пишет М.Османов, одиннадцать газелей Гумнама. Данная проблема также является актуальной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Масштаб коллаборационизма
Во всех странах, участвовавших во Второй мировой войне, был свой коллаборационизм. Но число граждан СССР, служивших в Вермахте, также не имеет аналогий, как бегство Красной Армии и число пленных, дезертиров и перебежчиков. Из 615 тысяч р ...

Явление имморализма в философии и искусстве. Явление имморализма в философии и литературе
Имморализм является одним из наиболее актуальных и наименее изученных явлений как в философии, так и в искусства. Он представляет собой критический и неприемлемый с этической точки зрения подход к вопросам морали и устоявшимся нравственн ...

Использование автором дополнительных фоностилистических средств
Из специальных фоностилистических средств для создания соответствующего эмоционального настроения автором используется ассонанс, т.е. созвучие ударных звуков. Так, при изображении мрачной картины на берегу реки и передаче отрицательных эм ...