Разделы


Поэтическое наследие поэта XVII в. Мухаммада Имина Хиркати к вопросу изучения творческого наследия Хиркати
Страница 2

Материалы » Поэтическое наследие поэта XVII века Мухаммада Имина Хиркати » Поэтическое наследие поэта XVII в. Мухаммада Имина Хиркати к вопросу изучения творческого наследия Хиркати

XVII век оказался переломным моментом в судьбе не только уйгурского народа, но и народов Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. Иранская и Османская империи, являвшиеся самыми сильными государствами того времени и долгие годы сохранявшие свое военно-политическое господство, постепенно стали утрачивать свое могущество. Особенно заметно было это во второй половине XVII века. В результате все усиливающихся национально-освободительных восстаний в колониях и внутренних противоречий эти империи пережили серьезные территориальные потери. Переживало этот социально-политический кризис и Яркендское ханство, игравшее важную роль в политической жизни Азии.

Иноплеменные ходжи, заполнившие эту "Мекку"- Кашгар, осложнили и без того сложную обстановку в стране, ожесточилась борьба религиозных течений за влияние и трон, и все это привело к разорению и политическому бесправию многонациональное население некогда свободного ханства и превращению его в колонию завоевателей. Политическая обстановка и изменения, происшедшие в регионе, повлияли и на развитие культуры и литературы населявших его народов. В языке мусульманского населения, традиционно сложившемся в течение многих веков, явственно стали ^ господствовать спрева арабские, а потом и персидские элементы. Это влияние стало сильно чувствоваться и в литературе. Так, в XVII веке поэт Мухаммад Имин Хиркати, знакомый с великими творениями литературы Востока и в совершенстве владевший арабскими персидским языками, творивший в последние годы существования Яркендского ханства, создал множество стихотворных произведений, а также знаменитый лиро-эпический дастан "Мухаббатнаме ва мехнаткам" ("Книга любви и труда"), в которых поэт продолжал лучшие традиции письменной литературы Востока. О его жизни и творчестве мы не располагаем никакими сведениями кроме этой его поэмы и стихотворений.

Жизнь и творчество Мухаммада Хиркати было тесно связано с политической ситуацией и несмотря на это, а также на тяжелое социальное положение, поэт внес большой вклад в развитие уйгурской литературы, обогащение ее в отношении содержания и формы, развитие как национальных традиций в поэзии, так и традиций Востока. Поэтому "изучение наследия уйгурских классиков (в том числе и Хиркати - Ю.Р.) в связи с творчеством узбекских, азербайджанских, таджико-персидских поэтов является одним из актуальных вопросов литературоведения. Этот аспект исследования поможет глубже вскрыть индивидуальность каждого поэта, оригинальность его произведений. Кроме того, таким образом, мы можем проследить взаимосвязь и взаимовлияние литератур, и историю становления жанров в классической письменной литературе" /1, с. 121/.

По творческому наследию Хиркати хотя и велась синьцзянскими исследователями определенная работа по выявлению художественных особенностей, идейному содержанию и тематике, однако сколько-нибудь цельной работы о творчестве поэта не имеется. Единственно здесь можно отметить труд синьцзянских ученых "Тезисы уйгурской классической литературы" 121, в которых в определенной мере характеризуются основные направления творчества Хиркати, идейное содержание поэмы "Мухаббатнаме ва мехнаткам" и научную статью М.Османова /3, с. 18/ о некоторых особенностях сборника стихотворных произведений поэта. В казахстанской уйгуроведческой науке специальное научное исследование по творчеству данного поэта, к сожалению, не велось, кроме подготовленных отдельных статей в научных трудах и специального учебного материала. Поэтому проведение цельной исследовательской работы по выявлению художественных особенностей поэтических произведений Хиркати, их места в уйгурской классической поэзии, жанровых особенностей дастана и его значения для уйгурской литературы, исследования взаимоотношения и взаимосвязи творчества Хиркати с творчеством предыдущих поэтов, а также его современников, таких как, например, узбекских поэтов Машраба Бабарахима, Турды, таджикского поэта Сайда Насафи, - все это, по нашему убеждению, несомненно, имеет важное значение не только для уйгурской литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М.Ю. Лермонтов В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпо ...

Теоретические основы сатиры как жанра. Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе
Смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость соответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внутреннюю неполноценность. Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно долж­но пред ...

Особенности употребления прилагательных
В сравнении с современным русским языком, в тексте летописи своеобразное, отличное от нынешнего употребление притяжательных прилагательных: приведе Игореве жену; к горам Киевским; сыну Михайлове. Сравнительная же степень имени прилагател ...