Разделы


Кенигсберг: город детства и юности
Страница 1

Материалы » Роль Кёнигсберга в творческом становлении Гофмана » Кенигсберг: город детства и юности

24 января 1776 года на Французской улице Кенигсберга в семье обыкновенного прусского юриста родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших писателей Германии, чья слава перешагнет далеко за пределы Восточной Пруссии.

При крещении малыша нарекли Эрнстом Теодором Вильгельмом. Позже третье имя Гофман заменил на Амадей в честь любимого им Моцарта.

Если посмотреть и сравнить, Гофман во многом повторил судьбу Моцарта.

Правда, Гофман не стал великим композитором, хотя музыка занимала в его жизни важное место. Он стал великим писателем, и, как Моцарт, творил и страдал, адски трудился и оставался бедным. В дневниковой записи от 1813 года находим: «Величайшая нужда . Безденежье».

Правда, Моцарт стал знаменитым с детских лет, к Гофману известность придет к концу его жизни, а его величие признают в XX веке. Но Моцарт оставался непризнанным гением; и гений Гофмана по достоинству оценить смогли только потомки.

Отец будущего писателя – Кристоф Людвиг Гофман был адвокатом, человеком мечтательным и увлекающимся, но страдал запоями. Мать мальчика, Ловиза Альбертина Дерфер, по характеру была полной противоположностью супругу.

Когда Гофману исполнилось два года, брак был расторгнут. С этого времени Эрнст со своей матерью живет в доме бабушки Лофизы Софи Дерфер, а отец через четыре года переводится в Инстербург.

Мать мало заботилась о сыне – болезнь и душевные муки отвратили ее от мира сего. Наиболее близким человеком для Гофмана была его тетушка Иоганна Софи Дерфер – остроумная, общительная и веселая. Они с Гофманом были друзьями и единомышленниками.

На детский ум также активно влиял дядя Отто Вильгельм Дерфер, предмет бесконечных насмешек юноши Гофмана, настоящее выражение верноподданничества и благочестия.

Большинство биографов отмечают негативные черты характера Отто Дерфера. Франц Фюман называет его даже «омерзительным типом».[5]

Сам Гофман называл дядю «толстым сэром» и «горе-дядей».

Но мы не должны забывать, что именно с помощью дяди Гофман сближается с ректором реформаторской школы Стефаном Ванновским, открывшим в нем несомненные хдожественные задатки. Уроки у художника Земана, занятия музыкой с кантором и соборным органистом Христианом Подбельским тоже стали возможными благодаря дяде.

Учеба в городской Россгартенской реформаторской школе, а затем в Альбертине, где юноша смог слушать лекции великого Каната – тоже возможность, дарованная покровительством дяди.

Несомненно, дядя любил своего племянника. Несмотря на свою косность и бюргерскую ограниченность, он не махнул рукой на творческое дарование мальчика как на нечто непрактичное, не позволил закопать в землю его таланты. Благодаря его покровительству способности Гофмана получили возможность для развития.

Да и вряд ли сам Гоффман не чувствовал благодарности к «горе-дяде», хотя больше любил другого дядю, Иоганна Людвига Дерфера. Он, скорее, не любил не столько самого Отто Вильгельма Дерфера, сколько выражаемый им дух прусского благочестия и верноподданничества.

Пресловутый верноподданический прусский дух, определял всю жизнь в Кенигсберге. «Этот воздух, - заявляет Клаус Гюнцель, - отравлял первое двадцатилетие его жизни, породил ненависть к буржуазной морали, косности и ограниченности».[6]

Действительно, вольнолюбивая натура Гофмана противилась атмосфере дома. Эрнст – фантазер и озорник – являл собой настоящего возмутителя спокойствия в доме.

В 17 лет Гофман встретил свою первую любовь – Дору Хатт, жену виноторговца. Она брала уроки музыки у молодого студента кенигсбергского университета Гофмана. Это были две родственные души, соединенные музыкой. Но слухи об их «скандальной» связи поползли по домам знакомых, шокируя добропорядочных прусских бюргеров…

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Современные тенденции понимания Гоголя
Обобщая современные подходы и методы в изучении жизни и творчества великого русского писателя, бросается в глаза повышенный интерес к изучению Гоголя с позиций православного мировоззрения. На рубеже второго тысячелетия происходит открытие ...

Звуковая символика и цветообозначение в драматургии А.П. Чехова
В произведениях А.П. Чехова символический подтекст приобретают не только вещи, предметы и явления окружающего мира, но и аудио и визуальный ряд. В первую очередь, он предназначен для постановки драматических произведений на сцене и грает ...

Эмма Бовари – центральный образ романа
Таков фон, на котором развертывается история главной героини – мадам Бовари. Отношение автора к героине двойственно. Когда Флобер исходит из оценки той среды, в которой задыхается мадам Бовари и которую сам Флобер тоже ненавидит, он ей со ...