Разделы


Проанализируйте мотивную структуру текста. С какими героями и эпизодами сказки связан мотив внешнего, поверхностного, бездуховного? С какими идеями связан мотив духовного, подлинно гуманистического?
Страница 1

Материалы » Крошка Цахес по прозвищу Циннобер » Проанализируйте мотивную структуру текста. С какими героями и эпизодами сказки связан мотив внешнего, поверхностного, бездуховного? С какими идеями связан мотив духовного, подлинно гуманистического?

«Как высший судия, - писал Гофман, - я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов. Но никто из них не будет осужден, наоборот, всех ожидает блаженство, только на различный лад».

В форме непринужденного описания похождений Цахеса, автор вводит новых героев, группирует их вокруг Циннобера, раскрывает нравственные приоритеты и ценности персонажей, разделяя тем самым музыкантов от филистеров. Музыкантами рождаются, а филистерами становятся. И Гофман карает пороки не врожденные, а благоприобретенные. Человек может посвятить или не посвятить себя служению музыке, но посвящать себя служению кошельку и желудку он не должен.

Мотив денег как примета нового времени, проявляется с наибольшей определенностью, в повальном психозе, всеобщем ослепление обывателей, которому поддаются и легкомысленный Фабиан, и доверчивая Кандида, и ее небескорыстный отец, профессор Мош Терпин, и недалекий князь Барсануф, да и почти все остальные. Если студент Бальтазар способен сохранить трезвость восприятия действительности, то этим он обязан своему поэтическому мышлению. В Бальтазаре нет ничего от филистера, он и Цахес – несовместимы. Закономерно, что гениальный итальянский музыкант Сбьокка не попал под золотое наваждение: он живет в чистом и гармоничном мире искусства. Но художник для Гофмана не профессия, а призвания. Им может быть человек и не занимающийся искусством, но одаренный способностью видеть и чувствовать. Иллюстрируя это, автор вводит в число неподверженных влиянию Цахеса чиновника Пульхера, провозглашая тем самым, за основополагающее нравственные качества человека, а не должность, которую он занимает.

Истинный смысл Просвещения раскрывается в историческом отступлении о княжеском эдикте и изгнании всех фей. С феями связано в фантастике Гофмана представление о богатстве и многообразии животворящей природы. Недаром Бальтазар объясняет Пульхеру, что князю Пафнутию так и не удалось изгнать из жизни чудесное и непостижимое: природа продолжает радовать и удивлять своим очарованием и красотой. Природа дает критерии нравственной оценки устремлений героев, которые неразрывно связаны с гуманистическими идеями сказки. Фея Розабельверде и маг Проспер Альпанус – двое представителей природы, которые живут в людском обществе. Через мага заговорила природа, а вместе с нею творящая жизнь, со всей ее игрой. Проспер Альпанус простирает свою власть вплоть до мельчайших мелочей. Он сперва только испытывает свою власть, а позднее он через нее водворяет порядок вещей навсегда.

Когда министр Андрес наводит князя на мысль изгнать фей, он говорит, что свой яд они разносят «под именем поэзии». Эта деталь знаменательна: для Гофмана фантастическое и поэтическое – две стороны одной детали. И то, и другое противостоит сухому и пресному мировоззрению.

Метафизический образ мышления, порожденный просвещением, заключается в образах прославленных ученых Птоломея Филадельфуса и особенно профессора естествознания Моша Терпина, носителя утилитарного, грубо-рассудочного отношения к природе. Он сделал великое открытие, что «темнота происходит от недостатка света» и «заключил всю природу в маленький изящный компендим»; подверг «цензуре и ревизиям солнечные и лунные затмения», изучил редкие породы дичи в зажаренном виде и производил штудии в винном погребе.

Таким образом, вырисовывается образ шарлатана и приспособленца, подменившего науку «очаровательными кунштюками», думающего не об истине, а о собственном желудке. Вся его жизнь построена на обмане, поэтому неудивительно, что свято чтит грандиозный обман Цахеса и даже пытается извлечь из него пользу для себя. Такого рода жрецы науки – достойный граждане княжества Пафнутия, где метафизическое мышление возведено в ранг незыблемой основы государственного устройства.

Страницы: 1 2

Похожие статьи: