Разделы


Сложные годы учебы М.М. Пришвина
Страница 1

Материалы » М.М. Пришвин и Смоленщина » Сложные годы учебы М.М. Пришвина

«Дорогие друзья мои, не забывайте никогда свои детские мечты, храните это дитя свое со всеми своими его задушевными мечтами .».

М. Пришвин

В 1883 году мать отвезла Мишу в Елецкую гимназию. В тогдашней российской школе временно торжествовали «унтер Пришибеевы» и «человеки в футлярах» - Беликовы. Елецкая классическая гимназия не была исключением.

Справедливости ради, следует сказать, что при всей натянутости, а затем и прямой враждебности отношений, какие сложились у гимназиста Пришвина с молодым учителем географии, последний был, пожалуй, единственным из педагогов, кто заметил незаурядную творческую одарённость мальчика и по-своему благословил его на будущие дерзания. Правда, сам Розанов вел свои уроки скучно, по казенной программе Деляновых и Толстых. Но однажды, когда Миша Пришвин принес в класс самодельную карту азиатского материка, Козел вдруг увлёкся, воодушевился и стал рассказывать о тайнах Азии. Эта лекция так увлекла и поразила Пришвина, что впоследствии, изгнанный Козлом из гимназии, он, пересекая в первый раз Уральский хребет, не может не вспомнить слова учителя: «Но все-таки хорошо, что это настоящая Азия, и своего достигаю. Та самая Азия - колыбель человеческого рода, и Урал - ворота, в которые вышли все народы Европы».

Еще в 1884 году Мишу оставили на второй год в первом классе.

В четвертом классе романы приключений сменяются на его рабочем столе трудами Бокля. Все зло мира сосредоточилось для Миши в учителе географии и он зло, дерзко нагрубил, за что был исключён из гимназии

У Миши был дядя по матери Иван Иванович Игнатов, крупный тюменский пароходчик. Подростка отправили к нему. Неожиданно сбылась мечта о путешествии в Азию. Конечно, это не была та страна Золотых гор и голубых бобров, что грезилась Пришвину в детстве. Напротив, чем дальше и в будущие годы путешествовал Пришвин по родной стране, чем лучше узнавал он дореволюционную Россию, тем дальше, казалось, отодвигалась прекрасная страна без имени, без территории. Однако горизонты Пришвина расширялись, конкретнее становились знания о жизни, глубже понимание действительности.

Иван Игнатов, сам учившийся, как тогда говорили, на медные деньги, благоговел перед наукой. В его огромном доме оказалась прекрасная библиотека. Шестнадцатилетний Пришвин жадно набросился на книги.

Окончив в Тюмени шестой класс, Пришвин уехал в Елабугу, сдал там экстерном экзамены за полный курс классической гимназии и осенью 1893 года поступил на химико-агрономическое отделение химического факультета Рижского политехнического института.

За связь с социал-демократической организацией, увлечение марксизмом, переводы книги А. Бебеля «Женщина и социализм» М. Пришвин был арестован и помещён в Лифляндскую губернскую тюрьму. В ней Пришвин пробыл с полгода, затем около полугода просидел в одиночной камере Елгавской тюрьмы. Следствие вёл товарищ прокурора Грусевич. В конце 1897 года состоялся суд. Пришвина, в числе восьми других арестованных студентов, приговорили к году заключения с последующей высылкой на родину. Предварительное лишение свободы было зачтено. Будущий писатель вышел на волю и вернулся в Хрущёво под гласный надзор полиции.

Одиночное заключение явилось для Пришвина экзаменом, который он выдержал с честью, но уже больше никогда не захотел повторить. Два года жизни в Хрущёво прошли в хозяйственных хлопотах. Агрономические познания младшего сына оказались весьма кстати. Но мать всё же хотела, чтобы Миша завершил образование. Ещё в июле 1898 года Пришвин написал прошение на имя директора Рижского политехнического института. В январе следующего года пришёл категорический отказ, подтверждённый департаментом полиции. А ещё через год, летом, уступая настояниям матери, выехал в Германию с целью поступления в Лейпцигский университет.

Пришвин целиком отдался учёбе. После нескольких месяцев занятий в Лейпцигской торговой школе он переходит в университет, куда его зачисляют с 18 апреля 1901 года. В течение летнего семестра 1901 года Пришвин слушает лекции Геккеля в Иенском университете. Резко меняется круг его чтения по философии. «Пролегомены» Канта и «Этика» Спинозы - только начало. Увлекают книги Фридриха Ницше «По ту сторону добра и зла» и особенно «Так говорил Заратустра».

Весной 1902 года Пришвин получил диплом агронома и вернулся на родину. Затем до 1905 работал агрономом в земстве; выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьской переворота жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Преобразование (трансформация) устойчивых словосочетаний в языке электронных средств массовой информации как проявление динамики фразеологии
Познания о собственной культуре, а также традициях других стран, человек черпает из книг, журналов, средств массовой информации (СМИ), в частности из Интернета - глобального информационного пространства. «Информационные связи – основной и ...

Крылатые выражения мифов
Рассмотрим конкретные примеры из античной мифологии, которые и сегодня часто используются как крылатые слова и фразеологические выражения. Авгиевы конюшни В греческой мифологии Авгиевы конюшни – обширные конюшни Авгия, царя Элиды, котор ...

Что же реально происходило?!
Безвозвратные потери Западного фронта за первые 17 дней войны составили 341 тысячу человек, из которых не менее 200 тысяч составили пленные. По данным нацистов, они захватили в плен даже 288 тысяч человек. 25 июля приказом генерал-кварти ...