ЗаключениеСтраница 2
Фонвизин в комедии «Бригадир» впервые в русской литературе правдиво и ярко рисовал картину повседневной, домашней жизни русского поместного дворянства. Автор перенес действие в глубь России и широко распахнул перед зрителем двери обычного, среднего помещичьего дома. В комедии «Недоросль» Фонвизин сделал следующий шаг по тому пути, на который вступил в «Бригадире». И здесь перед зрителем встает живая картина домашнего быта дикой и невежественной провинциальной семьи русских помещиков. Но с первой же сцены семейные взаимоотношения в доме Простаковых оказываются неразрывно сплетенными в один узел с отношением героев комедии к дворовым и крепостным крестьянам. Фонвизин-сатирик в «Недоросле» неопровержимо показал, что сословные привилегии дворянства и крепостное право – бедствие не только для крестьянина: они неизбежно действуют развращающее на само русское дворянство. Привыкнув к ничем не ограниченной, безнаказанной власти над крепостными, оно в массе своей теряет человеческий облик, превращаясь в Скотининых и Простаковых.
Недостатки и пороки общества очень хорошо были показаны двумя сатириками в женских образах. Новиков и Фонвизин выбирают сатиру в качестве орудия обличения общественного зла.
Новиков радует нам разнообразием жанров и тем, а Фонвизин совершенствует русскую комедию XVIII в. Оба писателя используют все аспекты комического изображения: иронию, сарказм, шутку, насмешку. Их смех может быть здоровым, трогательным, грубым, презрительным, жестоким, едким, саркастическим. Смеясь над женщинами и их пороками, сатирики прибегают к помощи автохарактеристики, сравнению с животными, комедийному контрасту, говорящим именам и фамилиям, карикатуре, пародии, остроте, иносказанию (эзопову языку), аллюзии и различным языковым средствам.
Благодаря такому разнообразному арсеналу обличительного оружия, сатирики сквозь призму женских портретов высвечивали общественные пороки России XVIII в. и подвергали их осмеянию в надежде излечить больное общество.
[1] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре (Быт и традиции русского дворянства XVIII- нач. XIX в.). СПб., 2002. С. 75.
[2] См.: Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968.
[3] См.: Аристотель. Поэтика. V, 1449а.; II, 1448а.
[4] См.: Аристотель. Никомахова этика. IV, 8.
[5] Кант. Собрание соч. Т. 2. С. 216.
[6] Философский словарь. С. 517.
[7] Там же. С. 254.
[8] См.: Борев Ю. О комическом. М., 1957.
[9] Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2004. С. 71.
[10] См.: Дземидок Б. О комическом. М., 1974.
[11] См.: Черкашин В.Б. Трагикомическое//Наука о театре. Л., 1975.
[12] Борев Ю. О комическом. М., 1957. С. 121-122
[13] Литературный энциклопедический словарь. С. 370.
[14] Литературный энциклопедический словарь. С. 521.
[15] Там же. С. 124 -125.
[16] Философский словарь. С. 706.
[17] Борев Ю. О комическом. М., 1957. С. 154.
[18] Борев Ю. О комическом. М., 1957. С. 168.
[19] Феофан Прокопович. Сочинения. М., Л., 1961. С.438.
[20] Там же. С. 439.
[21] Кантемир А.Д. Собрание сочинений. Л., 1956. С. 442.
[22] См.: Москвичева Г.П. Русский классицизм. М., 1986.
[23] Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957. С. 122
[24]См.: Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.
[25] См.: Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998.
[26] Литературный энциклопедический словарь. С. 46.
[27] См.: Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960.
[28] Капнист В.В. Собр. соч. Л., 1960. Т. 1. С. 358.
[29] Там же. С. 402.
[30] См.: Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
[31] См.: Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 106. (Здесь и далее цитаты приводятся по этому изданию).
[32] Там же. С. 63.
[33] Там же: С. 62.
[34] Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 417.
[35] Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 57.
[36] Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 337.
[37] Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 146.
[38] Там же. С. 143.
Похожие статьи:
Фольклорные и христианские мотивы как средство воссоздания народного
мировосприятия
Особое значение в формировании стиля Бунина имело изучение устного народного творчества. В государственном музее в Орле хранятся выписки писателя из фольклорных записей Барсова, записей старинных слов, народных выражений, пословиц, погово ...
Творческий путь Л.Н. Толстого. «Детство». «Отрочество». «Юность»
Л. Н. Толстому было 24 года, когда в лучшем, передовом журнале тех лет - “Современнике” - появилась повесть “Детство”. В конце печатного текста читатели увидели лишь ничего не говорившие им тогда инициалы: Л. Н.
Отправляя свое первое соз ...
«Пророк» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)
Восстань, пророк, и виждь, и внемли
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А.С. Пушкин «Пророк»
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл ст ...