Разделы


Заключение
Страница 2

Материалы » Женский мир у Д.И. Фонвизина и Н.И. Новикова - аспекты комического » Заключение

Фонвизин в комедии «Бригадир» впервые в русской литературе правдиво и ярко рисовал картину повседневной, домашней жизни русского поместного дворянства. Автор перенес действие в глубь России и широко распахнул перед зрителем двери обычного, среднего помещичьего дома. В комедии «Недоросль» Фонвизин сделал следующий шаг по тому пути, на который вступил в «Бригадире». И здесь перед зрителем встает живая картина домашнего быта дикой и невежественной провинциальной семьи русских помещиков. Но с первой же сцены семейные взаимоотношения в доме Простаковых оказываются неразрывно сплетенными в один узел с отношением героев комедии к дворовым и крепостным крестьянам. Фонвизин-сатирик в «Недоросле» неопровержимо показал, что сословные привилегии дворянства и крепостное право – бедствие не только для крестьянина: они неизбежно действуют развращающее на само русское дворянство. Привыкнув к ничем не ограниченной, безнаказанной власти над крепостными, оно в массе своей теряет человеческий облик, превращаясь в Скотининых и Простаковых.

Недостатки и пороки общества очень хорошо были показаны двумя сатириками в женских образах. Новиков и Фонвизин выбирают сатиру в качестве орудия обличения общественного зла.

Новиков радует нам разнообразием жанров и тем, а Фонвизин совершенствует русскую комедию XVIII в. Оба писателя используют все аспекты комического изображения: иронию, сарказм, шутку, насмешку. Их смех может быть здоровым, трогательным, грубым, презрительным, жестоким, едким, саркастическим. Смеясь над женщинами и их пороками, сатирики прибегают к помощи автохарактеристики, сравнению с животными, комедийному контрасту, говорящим именам и фамилиям, карикатуре, пародии, остроте, иносказанию (эзопову языку), аллюзии и различным языковым средствам.

Благодаря такому разнообразному арсеналу обличительного оружия, сатирики сквозь призму женских портретов высвечивали общественные пороки России XVIII в. и подвергали их осмеянию в надежде излечить больное общество.

[1] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре (Быт и традиции русского дворянства XVIII- нач. XIX в.). СПб., 2002. С. 75.

[2] См.: Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968.

[3] См.: Аристотель. Поэтика. V, 1449а.; II, 1448а.

[4] См.: Аристотель. Никомахова этика. IV, 8.

[5] Кант. Собрание соч. Т. 2. С. 216.

[6] Философский словарь. С. 517.

[7] Там же. С. 254.

[8] См.: Борев Ю. О комическом. М., 1957.

[9] Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2004. С. 71.

[10] См.: Дземидок Б. О комическом. М., 1974.

[11] См.: Черкашин В.Б. Трагикомическое//Наука о театре. Л., 1975.

[12] Борев Ю. О комическом. М., 1957. С. 121-122

[13] Литературный энциклопедический словарь. С. 370.

[14] Литературный энциклопедический словарь. С. 521.

[15] Там же. С. 124 -125.

[16] Философский словарь. С. 706.

[17] Борев Ю. О комическом. М., 1957. С. 154.

[18] Борев Ю. О комическом. М., 1957. С. 168.

[19] Феофан Прокопович. Сочинения. М., Л., 1961. С.438.

[20] Там же. С. 439.

[21] Кантемир А.Д. Собрание сочинений. Л., 1956. С. 442.

[22] См.: Москвичева Г.П. Русский классицизм. М., 1986.

[23] Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957. С. 122

[24]См.: Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

[25] См.: Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1998.

[26] Литературный энциклопедический словарь. С. 46.

[27] См.: Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1960.

[28] Капнист В.В. Собр. соч. Л., 1960. Т. 1. С. 358.

[29] Там же. С. 402.

[30] См.: Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

[31] См.: Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 106. (Здесь и далее цитаты приводятся по этому изданию).

[32] Там же. С. 63.

[33] Там же: С. 62.

[34] Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 417.

[35] Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 57.

[36] Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 337.

[37] Сатирические журналы Н.И. Новикова. С. 146.

[38] Там же. С. 143.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

«Дворянское гнездо»
Если сравнивать «Дворянское гнездо» с первым романом Тургенева, нельзя не обратить внимание на то, что в этом романе иная атмосфера; здесь все кажется мягким, уравновешенным, нет таких резких противопоставлений, как противопоставление Руд ...

Масштаб коллаборационизма
Во всех странах, участвовавших во Второй мировой войне, был свой коллаборационизм. Но число граждан СССР, служивших в Вермахте, также не имеет аналогий, как бегство Красной Армии и число пленных, дезертиров и перебежчиков. Из 615 тысяч р ...

Характеристика классицизма
Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющи ...