Разделы


I.
Страница 3

Материалы » Особенности сюжета в романе Антуана де Сент-Экзюпери “Южный почтовый” » I.

По мнению Анны Буковской, «Южный почтовый» — самая ницшеанская книга Сент-Экзюпери. Здесь отчетливее всего выражены разрушительная философия Ницше и ее столкновение с созидательным мироощущением Сент-Экзюпери. Все, что в этой книге несет заряд бунта, восходит к Ницше: ее антибуржуазная направленность, разрыв с традицией и отрицание уз, связывающих человека с его естественной средой, одиночество индивидуума, его неопределенная тоска по высшему призванию, а также навязчивая идея смерти и катастрофизм, культ мужского начала и характерное противопоставление мужского мира женскому, наконец, эта атмосфера болезни, разложения. Некритическое отношение автора к Ницше порождает и внутреннюю противоречивость книги.

Анна Буковская считает, что «Южный почтовый» и «Маленький принц» — две самые личные, самые интимные книги Сент-Экзюпери. Хотя он всегда так демонстративно присутствовал в своих произведениях, был так неразрывно с ними связан, в этих двух книгах Сент-Экзюпери, однако, больше всего сказал о себе для себя самого — побуждаемый потребностью увековечить пережитое им самим. «Маленький принц» — это возвращение в детство, «Южный почтовый» — в первую молодость, которая кончается, умирает вместе с Бернисом. На это указывает сюжет книги, в которой пилот с базы Кап-Джуби рассказывает о своем товарище, летчике из Тулузы,— а значит, Сент-Экзюпери старший и уже возмужавший ведет диалог с юным Сент-Экзюпери прошлых лет. Трудно не увидеть сходства между биографией писателя и случившимся с Бернисом. Его бегство из Парижа, разрыв со средой, в которой он вращался до сих пор, ненависть к буржуазной модели жизни и показным ценностям — все это непосредственная переработка собственного опыта Сент-Экзюпери и его парижских разочарований. Роман Берниса с Женевьевой тоже несет на себе явный отпечаток истории любви писателя к Луизе де Вильморен, с которой он был обручен. Свадьба расстроилась по вине родителей невесты, воспротивившихся браку дочери с человеком без твердого положения в обществе и материального достатка. Решение пойти в авиацию было последней каплей, переполнившей чашу. Молодой летчик глубоко переживал разрыв и еще долгие годы не мог излечиться от своей несчастливой любви. «Южный почтовый», таким образом, представляет собой и явный расчет со всей прежней жизнью — с ее романтикой, разочарованиями и ностальгией.

Критик Леонид Андреев полагает, что полеты Сент-Экзюпери приобрели символическую функцию возвышения над низменным миром буржуазной практики. Каждый летчик представал в его произведениях настоящим человеком. Жизнь в авиации - это жизнь на пределе возможностей, мобилизация всех духовных и физических сил человека.

Сент-Экзюпери часто писал о вещах. Они были для него точным обозначением бездуховности, неспособности понять смысл человеческого существования. Сент-Экзюпери отвергал с негодованием и презрением жизнь, которая низводится к производству вещей и их потреблению. По убеждению Сент-Экзюпери, человеком становятся отдавая, а не приобретая, человек измеряется тем, что отдано другим людям, обществу, а не тем, что приобретено, что потреблено.

Ремесло пилота - битва, постоянное сражение с титанами, со стихиями: ураганом, грозой, мраком, холодом. В этом постоянном противоборстве происходило рождение человека, воспитание личности. Именно этот процесс, по мнению Леонида Андреева, и привлекал писателя больше всего. И хотя он писал, что полет - познание, что через стекло в пространство смотришь, как в микроскоп, влекло его, прежде всего то, что происходило в кабине, в человеке у штурвала самолета, влекло и вдохновляло, поскольку там рождалась человечность, формировался “взгляд на мир”, новое миропонимание, новая философия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Становление понятия «символ»
Хотя символ столь же древен, как человеческое сознание, философско-эстетическое осмысление приходит сравнительно поздно. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчлененное тождество символической формы и ее смысла, исключающее всяку ...

Ритм как средство выразительности
О содержательности ритма теоретики задумывались давно, при этом труднее всего, оказалось, определить, какой именно элемент ритма несет содержание. В XVIII в. шла дискуссия между Ломоносовым и Сумароковым, с одной стороны. Тредиаковским – ...

Полемика сквозь века.
Итак, в 1761 г Ломоносов пишет “Разговор с Анакреоном”. Это одно из последних его стихотворных произведений, которые вполне можно считать своеобразным “художественно-философским завещанием”. Именно в этом стихотворении Ломоносов выразил с ...