Тема Родины и родной природы в поэзии Н.И. РыленковаСтраница 3
Рыленков жил, как писал. В любви к Смоленску он объяснился не умозрительно, как это делают некоторые якобы деревенщики, не выезжающие из города. Звали его на жительство в Ленинград, в милую его сердцу Белоруссию.
Уговаривали о переезде, убеждали, склоняли не только официальные лица. В 1950 году свой голос подаёт и М.В.Исаковский: «Мне кажется, что всё это было бы очень хорошо…»
И к мнению своего друга Н.И.Рыленков, конечно, прислушивался, и заместителем председателя оргкомитета стал, и с молодыми работал многие годы, но не переехал, не изменил смоленской земле.
Извечная для заграницы загадка русского характера, может быть, как раз и состоит в том, что «всё ускользает от беглого взора». Твардовский говорил о Смоленском крае – «негромкая сторона». Рыленков из великого множества определений находит своё: «застенчивая русская природа».
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться…
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно…
И лишь умеющему всмотреться и вслушаться откроется не только «вся прелесть застенчивой русской природы», но и суть русского характера.
Большой русский лирик, тонкий знаток русского языка, мастер пейзажного стиха, Рыленков раскрывается в стихах о Родине с наибольшей полнотой.
От стихотворения к стихотворению тема любви к России всё неразрывнее связывается с темой долга перед Россией.
Куда ни посмотришь – родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя…
Бесконечно интересно прослеживать, как сущность поэта проявляется с течением лет, как накопление жизненного опыта, мастерства, всё большей требовательности к себе скажутся поэтическим словом.
Я помню долг свой пред тобой, Россия,
Я не забуду никогда о нём.
Всего, чего просил и не просил я,
Ты вдоволь мне дала в краю родном…
Ходить босым по жёсткому жнивью, «босой подошвой касаться влажной борозды» – зримые штрихи крестьянского, да ещё сиротского к тому же детства. Но это ещё и речь о закалке временем, невзгодами, поэтическое переосмысление реальных примет деревенского быта.
За четыре года до смерти, в 1965 году, Николай Иванович опубликовал, может быть, самое целомудренное стихотворение – «Дай припасть к руке твоей, Россия».
Скрылся день в туманы росяные,
Отпылали облаков края.
Дай припасть к руке твоей, Россия,
Вечная заботница моя…
А за несколько лет до этого, в 1957 году, Н.И.Рыленков написал стихотворение «Я помню руки матери моей » – благодарственный гимн натруженным материнским рукам, широким, шершавым ладоням.
Без них, этих строк, не родилось бы стихотворение «Дай припасть к руке твоей, Россия». Как свободен, естественен переход от рук матери-женщины к рукам матери-Родины.
В этом стихотворении в полной мере скажется живописное мастерство поэта. Не первые попавшиеся слова о России выльются «из грудных глубин». Ибо действительно день в наших широтах скрывается в «туманы росяные». И как и знакомо, и всегда по-новому видится закатный миг, когда «отпылают облаков края».
Рыленков сдержан в проявлении своих чувств. Он находит здесь слова полновесные, несуетные, сполна обеспеченные душевно. Одно это – «вечная заботница моя» – немалого стоит. Руки Родины – с «привкусом соли», «запахом сена»…
Что значит учиться всю жизнь, «жить, как пахарь твой, - грядущим днём»? Это значит – невзирая на беды, возраст, хвори, возможно, непонимание, несправедливость – следовать давнему завету трудового человека: «Сам помирай, а рожь сей». То есть работай не только во утоление жажды трудиться, но и для тех других, кто придёт после.
Похожие статьи:
Русская литература XX века
В конце 10-х и в 20-е годы XX века литературоведы новейшую русскую литературу иногда отсчитывали с 1881 г. - года смерти Достоевского и убийства Александра II. В настоящее время общепризнанно, что в литературу «XX век» пришел в начале 90- ...
Рассказ «Музыка старого дома».
«Прежде, в годы молодые, любя музыку, ходил я на филармонические концерты, в оперный театр. Рояль, нежная скрипка, могучий орган, симфонический оркестр, романс, песня, ария, дуэт или опера - все было по сердцу.
Прошло время. А теперь? С ...
Эволюция красной идеи
Если внимательно прочитать Маркса и Энгельса, то они были, во-первых, лютыми врагами славян. Славян они считали «неисторическими» народами и полагали, что их роль — работать на немцев, как на «исторический» народ.
Во-вторых, это сторонни ...