Разделы


Анатолий Рыбаков

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Анатолий Рыбаков

Роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» был задуман более четверти века тому назад как широкое повествование о судьбе первого поколения советских людей, чья сознательная жизнь началась уже после революции и гражданской войны, юность проходила в атмосфере культа личности.

Место действия – «самый большом дом на Арбате между Никольским и Денежным переулками». В доме живут, учатся в одной школе очень разные молодые люди и по происхождению, и по взглядам на жизнь: Саша Панкратов из интеллигентной семьи, Юра Шарок - сын портного, профессорские дети Вика и Вадим Моралевичи, сестры-сироты Ника и Варя Ивановы, сын истопника Максим Костин. С ними дружит соученица по школе Лена Будягина. Её отец - член ЦК, крупный дипломат, а ныне замнаркома, друг Сталина еще по ссылке. В судьбах этих молодых людей отразилась судьба страны. На выбор места действия немалое влияние оказал личный жизненный опыт автора: он неоднократно упоминал о том, что его детстве и юность прошли на этой самой улице, на этом самом дворе.

Временные рамки романа: ноябрь 1933 года - декабрь 1934. Это время богато событиями, о которых можно прочитать в подшивках газет 1934 года. То, о чем писали газеты, чем в тот год жил народ, - в подавляющем большинстве, правда истории. Всего десять лет прошло после смерти Ленина. Еще жива атмосфера ожесточенной борьбы с оппозициями, развернувшейся сразу после смерти вождя, борьбы в которой так вырос авторитет генерального секретаря ЦК Сталина. На смену «ленинской гвардии» приходят новые руководители «сталинской школы». В январе 1934 года собирается ХVII съезд ВКП/б, названный «съездом победителей», а годы спустя об этом съезде будут говорить как о «съезде расстрелянных». В такое сложное время развертывается действие романа.

«Слева - широкие окна фабрик Свердлова и Ливерса, справа - Москва-река, впереди - стены Новодевичьего монастыря и металлические переплеты моста Окружной железной дороги, за ними болота и дуга, Кочки и Лужники .» Эта цитата лучше всего показывает контрастность Москвы тридцатых годов. Старая царская Москва еще не умерла, а новая уже появилась на ее месте. В новой столице СССР, да и во всей стране начались грандиозные стройки. Москва застраивается заводами, мостами, вокзалами, учреждениями. Люди в этом городе, даже в одном доме, могут жить совершенно разных классов: от рабочих до профессоров. К тому же в Москве находится правительство. Сталин боится Москвы, ее жителей. Он негодует на Кирова, который без опаски ходит по улицам Ленинграда и ездит в общественном транспорте на работу. Москва теперь – город власти и подхалимов, бесправных и всемогущих, сильных и слабых. И это, наверное, наиболее заметный контраст в романе.

Похожие статьи:

Дореволюционная Москва. Иван Бунин
Родился 10 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей старинной дворянской семье. Имя Бунина у дореволюционных читателей всегда связывалось с темой вымирающих дворянских гнезд. Когда Бунину исполнилось три года, семье пришлось переехать в ...

Деньги – иллюзия реальности в рассказах А. П. Чехова
Тема денег в рассказах А. П. Чехова не только способствует созданию иллюзии реальности происходящего: в предметном мире рассказов все вещи имеют «правдоподобную» цену, персонажи располагают соответствующим доходом. Во многих случаях денеж ...

«Темы о любви» и призыв к перемене мировоззрения
И сколько раз и скольких чеховских героев охватит это стремление избавиться от пошлости, тупости, от мещанского окружения— начиная от бедной Маруси Приклонской, тоже ведь мечтавшей уйти туда, где «живут люди, которые не дрожат перед бедно ...