Анатолий Рыбаков
Роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» был задуман более четверти века тому назад как широкое повествование о судьбе первого поколения советских людей, чья сознательная жизнь началась уже после революции и гражданской войны, юность проходила в атмосфере культа личности.
Место действия – «самый большом дом на Арбате между Никольским и Денежным переулками». В доме живут, учатся в одной школе очень разные молодые люди и по происхождению, и по взглядам на жизнь: Саша Панкратов из интеллигентной семьи, Юра Шарок - сын портного, профессорские дети Вика и Вадим Моралевичи, сестры-сироты Ника и Варя Ивановы, сын истопника Максим Костин. С ними дружит соученица по школе Лена Будягина. Её отец - член ЦК, крупный дипломат, а ныне замнаркома, друг Сталина еще по ссылке. В судьбах этих молодых людей отразилась судьба страны. На выбор места действия немалое влияние оказал личный жизненный опыт автора: он неоднократно упоминал о том, что его детстве и юность прошли на этой самой улице, на этом самом дворе.
Временные рамки романа: ноябрь 1933 года - декабрь 1934. Это время богато событиями, о которых можно прочитать в подшивках газет 1934 года. То, о чем писали газеты, чем в тот год жил народ, - в подавляющем большинстве, правда истории. Всего десять лет прошло после смерти Ленина. Еще жива атмосфера ожесточенной борьбы с оппозициями, развернувшейся сразу после смерти вождя, борьбы в которой так вырос авторитет генерального секретаря ЦК Сталина. На смену «ленинской гвардии» приходят новые руководители «сталинской школы». В январе 1934 года собирается ХVII съезд ВКП/б, названный «съездом победителей», а годы спустя об этом съезде будут говорить как о «съезде расстрелянных». В такое сложное время развертывается действие романа.
«Слева - широкие окна фабрик Свердлова и Ливерса, справа - Москва-река, впереди - стены Новодевичьего монастыря и металлические переплеты моста Окружной железной дороги, за ними болота и дуга, Кочки и Лужники .» Эта цитата лучше всего показывает контрастность Москвы тридцатых годов. Старая царская Москва еще не умерла, а новая уже появилась на ее месте. В новой столице СССР, да и во всей стране начались грандиозные стройки. Москва застраивается заводами, мостами, вокзалами, учреждениями. Люди в этом городе, даже в одном доме, могут жить совершенно разных классов: от рабочих до профессоров. К тому же в Москве находится правительство. Сталин боится Москвы, ее жителей. Он негодует на Кирова, который без опаски ходит по улицам Ленинграда и ездит в общественном транспорте на работу. Москва теперь – город власти и подхалимов, бесправных и всемогущих, сильных и слабых. И это, наверное, наиболее заметный контраст в романе.
Похожие статьи:
Ранние романтические произведения Горького
Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения. Огромный талант художник ...
Ода в поэзии Плеяды.
Разработка жанра оды также стала одним из важнейших достижений поэтов Плеяды. Ведущую роль в этом сыграл, конечно же, Ронсар (несмотря на то, что оды Дю Белле были написаны и опубликованы раньше). Ю.Б.Виппер называет выход в 1550 году в с ...
Виссарион Григорьевич Белинский
Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848) – пламенный публицист, литературно-художественный критик, страстный защитник идей революционной демократии.
Литературная деятельность В.Г. Белинского содействовала реализации задачи, поставленн ...