Разделы


Фонетические средства выразительности в языке. Выразительные возможности просодических средств языка

Материалы » Использование просодических средств в балладах » Фонетические средства выразительности в языке. Выразительные возможности просодических средств языка

Просодия - это совокупность таких фонетических признаков, как тембр, темп, фразовые акценты, паузы, громкость речи, ритм и мелодия. Три просодических средства языка, воспринимаемые как высота тона, сила и длина звука, которым на акустическом уровне соответствуют частота основного тона, амплитуда звуковой волны и временная протяженность речевого сегмента, вступают в сложные комбинации друг с другом на уровне сегментов речевого потока (слогов, ритмических групп, синтагм, фраз и текстов) и создают вышеуказанные фонетические признаки. фирменный поезд арктика

Изначально термин "просодия" (греч. prosodia – ударение, мелодия) применялся к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Понимание просодии в лингвистике сходно с принятым в теории стиха в том отношении, что просодические признаки относятся не к сегментам (звукам, фонемам), а к так называемым супра- (т.е. над-) сегментным компонентам речи, большим по продолжительности, чем отдельный сегмент, – к слогу, слову, синтагме (интонационно-смысловому единству, состоящему обычно из нескольких слов) и предложению.

Функции просодических характеристик речи многообразны. Они:

· членят речевой поток на более мелкие единицы, облегчая слушателю восприятие информации;

· соединяют звуки в более крупные сегменты (конститутивная функция);

· дифференцируют элементы высказывания по важности (данное - новое, главное - второстепенное), актуализируя информацию (коммуникативная функция);

· вводят высказывание в определенную ситуацию, связывая ее с контекстом. Например:

Wir fahren nach Moskau mit dem Auto. (Мы едем на машине, а не на поезде или автобусе)

Wir fahren nach Moskau mit dem Auto. (Мы едем, а не наши друзья, соседи или коллеги);

· сигнализируют завершенность или незавершенность высказывания, например: Das ist meine Freundin. Das ist meine Freundin, die auch hier studiert.

· выражают коммуникативное намерение говорящего, ср.:

o Was möchtest du? – Ins Bett. (информация)

o Ins Bett?! Davon träume ich seit Stunden! (возмущение)

o Ins Bett! Und kein Wort mehr! (приказ)

· являются средством выражения эмоциональных оттенков речи, например:

o Was soll ich jetzt machen? Die Wahrheit sagen? (нерешительность, смятение);

o Die Wahrheit sagen?! - Nie im Leben! (гнев, возмущение);

· являются средством выражения модальных отношений:

o Möchtest du die Torte? – Nimm bitte Torte!

o Du kommst morgen zu mir. – Du sollst kommen.

· упорядочивают речевой поток, делают его благоприятным для слушателя.

В зависимости от рода, вида и жанра литературного текста в нем преобладают те или иные просодические средства выразительности. Но надо заметить, что все аспекты просодической вариативности переплетены между собой и создают общий образ произведения. В данном исследовании особое внимание уделено тем элементам просодического оформления речи, которые играют важную роль в таком лирическом произведении как баллада.

Похожие статьи:

Фразеологизм, как средство сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина.
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для показывания отдельных предметов, признаков, действий». Салтыков-Щедрин часто использовал фразеологизмы, для придания сказкам выразительности, образности и небрежного сатирич ...

Достоевский
Художник огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные по силе и выразительности картины страданий людей под гнетом капитализма, но отвергал революционный пут ...

Использование автором дополнительных фоностилистических средств
Из специальных фоностилистических средств для создания соответствующего эмоционального настроения автором используется ассонанс, т.е. созвучие ударных звуков. Так, при изображении мрачной картины на берегу реки и передаче отрицательных эм ...