Разделы


Фонетические средства выразительности в языке. Выразительные возможности просодических средств языка

Материалы » Использование просодических средств в балладах » Фонетические средства выразительности в языке. Выразительные возможности просодических средств языка

Просодия - это совокупность таких фонетических признаков, как тембр, темп, фразовые акценты, паузы, громкость речи, ритм и мелодия. Три просодических средства языка, воспринимаемые как высота тона, сила и длина звука, которым на акустическом уровне соответствуют частота основного тона, амплитуда звуковой волны и временная протяженность речевого сегмента, вступают в сложные комбинации друг с другом на уровне сегментов речевого потока (слогов, ритмических групп, синтагм, фраз и текстов) и создают вышеуказанные фонетические признаки.

Изначально термин "просодия" (греч. prosodia – ударение, мелодия) применялся к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Понимание просодии в лингвистике сходно с принятым в теории стиха в том отношении, что просодические признаки относятся не к сегментам (звукам, фонемам), а к так называемым супра- (т.е. над-) сегментным компонентам речи, большим по продолжительности, чем отдельный сегмент, – к слогу, слову, синтагме (интонационно-смысловому единству, состоящему обычно из нескольких слов) и предложению.

Функции просодических характеристик речи многообразны. Они:

· членят речевой поток на более мелкие единицы, облегчая слушателю восприятие информации;

· соединяют звуки в более крупные сегменты (конститутивная функция);

· дифференцируют элементы высказывания по важности (данное - новое, главное - второстепенное), актуализируя информацию (коммуникативная функция);

· вводят высказывание в определенную ситуацию, связывая ее с контекстом. Например:

Wir fahren nach Moskau mit dem Auto. (Мы едем на машине, а не на поезде или автобусе)

Wir fahren nach Moskau mit dem Auto. (Мы едем, а не наши друзья, соседи или коллеги);

· сигнализируют завершенность или незавершенность высказывания, например: Das ist meine Freundin. Das ist meine Freundin, die auch hier studiert.

· выражают коммуникативное намерение говорящего, ср.:

o Was möchtest du? – Ins Bett. (информация)

o Ins Bett?! Davon träume ich seit Stunden! (возмущение)

o Ins Bett! Und kein Wort mehr! (приказ)

· являются средством выражения эмоциональных оттенков речи, например:

o Was soll ich jetzt machen? Die Wahrheit sagen? (нерешительность, смятение);

o Die Wahrheit sagen?! - Nie im Leben! (гнев, возмущение);

· являются средством выражения модальных отношений:

o Möchtest du die Torte? – Nimm bitte Torte!

o Du kommst morgen zu mir. – Du sollst kommen.

· упорядочивают речевой поток, делают его благоприятным для слушателя.

В зависимости от рода, вида и жанра литературного текста в нем преобладают те или иные просодические средства выразительности. Но надо заметить, что все аспекты просодической вариативности переплетены между собой и создают общий образ произведения. В данном исследовании особое внимание уделено тем элементам просодического оформления речи, которые играют важную роль в таком лирическом произведении как баллада.

Похожие статьи:

Проповедническая публицистика В.Г. Распутина последних лет
Мировоззрение писателя складывалось в процессе личного жизненного опыта и его активного осмысления. В процессе публицистического творчества рефлексии подвергаются социальные установки и идеалы, история и общественные процессы второй полов ...

Создание образа современника 90-х годов ХХ века в романе В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени"
"…мол, нет тут удивительного для лица нынешнего человека, хочешь, не хочешь вобравшего в себя весь наш век. Как норма. Как правило. То есть уже как свычное правило, лицо, личико наше в один миг меняется от гуманного к свирепому. Вла ...

Настасья Филипповна – образ инфернальной женщины в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского
Еще одна героиня Достоевского – Настасья Филипповна – роковая, гордая, инфернальная женщина в романе «Идиот». Образ этой героини взят с первой жены Достоевского Марьи Дмитриевны, он как будто «списал» её на бумагу, отобразив все её черты ...