Фонетические средства выразительности в языке. Выразительные возможности просодических средств языка
Просодия - это совокупность таких фонетических признаков, как тембр, темп, фразовые акценты, паузы, громкость речи, ритм и мелодия. Три просодических средства языка, воспринимаемые как высота тона, сила и длина звука, которым на акустическом уровне соответствуют частота основного тона, амплитуда звуковой волны и временная протяженность речевого сегмента, вступают в сложные комбинации друг с другом на уровне сегментов речевого потока (слогов, ритмических групп, синтагм, фраз и текстов) и создают вышеуказанные фонетические признаки. фирменный поезд арктика
Изначально термин "просодия" (греч. prosodia – ударение, мелодия) применялся к стихам и пению и означал некоторую ритмическую и мелодическую схему, наложенную на цепочку звуков. Понимание просодии в лингвистике сходно с принятым в теории стиха в том отношении, что просодические признаки относятся не к сегментам (звукам, фонемам), а к так называемым супра- (т.е. над-) сегментным компонентам речи, большим по продолжительности, чем отдельный сегмент, – к слогу, слову, синтагме (интонационно-смысловому единству, состоящему обычно из нескольких слов) и предложению.
Функции просодических характеристик речи многообразны. Они:
· членят речевой поток на более мелкие единицы, облегчая слушателю восприятие информации;
· соединяют звуки в более крупные сегменты (конститутивная функция);
· дифференцируют элементы высказывания по важности (данное - новое, главное - второстепенное), актуализируя информацию (коммуникативная функция);
· вводят высказывание в определенную ситуацию, связывая ее с контекстом. Например:
Wir fahren nach Moskau mit dem Auto. (Мы едем на машине, а не на поезде или автобусе)
Wir fahren nach Moskau mit dem Auto. (Мы едем, а не наши друзья, соседи или коллеги);
· сигнализируют завершенность или незавершенность высказывания, например: Das ist meine Freundin. Das ist meine Freundin, die auch hier studiert.
· выражают коммуникативное намерение говорящего, ср.:
o Was möchtest du? – Ins Bett. (информация)
o Ins Bett?! Davon träume ich seit Stunden! (возмущение)
o Ins Bett! Und kein Wort mehr! (приказ)
· являются средством выражения эмоциональных оттенков речи, например:
o Was soll ich jetzt machen? Die Wahrheit sagen? (нерешительность, смятение);
o Die Wahrheit sagen?! - Nie im Leben! (гнев, возмущение);
· являются средством выражения модальных отношений:
o Möchtest du die Torte? – Nimm bitte Torte!
o Du kommst morgen zu mir. – Du sollst kommen.
· упорядочивают речевой поток, делают его благоприятным для слушателя.
В зависимости от рода, вида и жанра литературного текста в нем преобладают те или иные просодические средства выразительности. Но надо заметить, что все аспекты просодической вариативности переплетены между собой и создают общий образ произведения. В данном исследовании особое внимание уделено тем элементам просодического оформления речи, которые играют важную роль в таком лирическом произведении как баллада.
Похожие статьи:
Произведения
1. «Зарницы мысли» (1908)
2. «Качалка грёзэрки» (1912)
3. «Громокипящий кубок» (1913)
4. «Златолира» (1914)
5. «Ананасы в шампанском» (1915)
6. «Wictoria regia» (1915)
7. «Поэзоантракт» (1915)
8. «Собрание поэз» (1916)
9. ...
Становление понятия «символ»
Хотя символ столь же древен, как человеческое сознание, философско-эстетическое осмысление приходит сравнительно поздно. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчлененное тождество символической формы и ее смысла, исключающее всяку ...
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Интонация Автора в начале повести о Максиме Максимыче несколько иронична. Автор начинает с того, что подсмеивается над самим Собой, сравнивая себя со сказочным Ашик-Керибом, а затем описывает и горы, и дорогу, и гостиницу все тем же насме ...