Разделы


Образ рассказчика в прозе Лескова
Страница 2

Материалы » Образ рассказчика в прозе Лескова

Поистине серьезное и величественное в русском стиле передает рассказчик в повести «Очарованный странник». Рассказчика интересует осуществление «обещанности богу» в масштабах всей жизни, всей судьбы героя; его волнует идея неприятия богом грешной души, ее скитание, неприкаянность и, в итоге, поиски духовного прибежища, обретаемые в обители. Внимание рассказчика заострено на необычных, непредвиденных обстоятельствах, свершающихся с героями повествования. Рассказчик полагает, что именно в случайном кроется божий промысел. В повести «Очарованный странник» герою в начале жизни предсказаны многие погибели, которые не приведут к смерти. Сам герой, Иван Северьянович Флягин, рассказывая о перипетиях своей судьбы, видит влияние высших сил на свою жизнь. Погибель «жертвою грубой толпы, не уважавшей свободы художественного творчества» предсказана и в рассказе «Тупейный художник», в котором герой погибает от руки постоялого дворника, а не от желания помещика-самодура, к чему, казалось бы, подведет логическая цепь произведения. Мотив абсурдности бытия, предопределения, глупой случайности звучит и в рассказе «Разбойник».

Рассказчик восхищается непредсказуемой реальностью, спрятанной в «руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Тайна составляет основную канву повествования рассказчика. Тайна не только анализируется, но и показывается в форме рассказа очевидца о подлинном происшествии, происходящем некогда и где-то действии. Такое происшествие парадоксально и необъяснимо простой логикой, но характерно, типично, комично, смешно и представляет интерес.

Жанр повествований Н.С.Лескова – это сказ – особая форма речи, проводимая в духе и характере персонажа, от лица которого ведется рассказ. В сказе имеется двойной портрет: автора и рассказчика, красивое повествование исповедальных и игровых начал, которые друг другу помогают. Речь рассказчика отличается от авторской своей стилизованностью. Она перепоручена автором другому лицу.

Лев Озеров в статье «Поэзия лесковской прозы» обращает внимание на тот факт, что Лесков «не делал стилевого отличия между автобиографической прозой и собственно художественными произведениями. «Я» автора и «я» рассказчика если не сливаются, то сочетаются, что якобы является нарушением сказового принципа». (В мире Лескова», Москва, 1983, страница 263, подчеркнуто мной).

В обычае Лескова вторгаться в речь героя, «поворачивать» сюжет, показывая то прошлое, то настоящее, одним словом – играть и перевоплощаться только лишь для того, чтобы внимание слушателя не ослабевало. За легкостью сказовой речи, когда кажется, что повествует монах, купец, странник или народный умелец, стоит огромная художественная работа, труд писателя мастера.

Странник, божий человек – тот, кому можно передоверить чаяния народа и кого несложно сделать выразителем дум нации. Богатырь-черноризец, Иван Северьянович Флягин, выступающий в роли рассказчика в «Очарованном страннике» для Лескова с одной стороны – типичный человек из народа, с другой – исключительная личность, в которой заключены основные черты русского характера: простодушие, бескорыстие, отсутствие рефлексии, самоанализа, вера в судьбу, религиозность, не лишенная приверженности к обрядам. «Крестятся и водку пьют», - изображает рассказчик русских. Есть у рассказчика и элементы жестокости в характере. Флягин человек с острым чувством собственного достоинства, не терпящий унижения, готовый заступиться за обиженных. Образ Флягина – это образ искателя правды.

Поэтичность рассказчика-автора явлена в слове, выступающем проводником эмоциональности. Повествование рассказчика то размеренно и замедленно, а то динамично и стремительно.

Образ рассказчика в произведениях Н.С.Лескова отпечатывается в языке, с первого слова, где присутствует живой интерес к задушевности народной мысли, ее оригинальности. Например, купечество представляется народом, который «за рубль дорогою не стоит, потому наверстать его надеется».

Идея послушания родителям, особенно матери, исполнения родительской воли передается рассказчиком в «Чертогоне»; в «Очарованном страннике» - все это повествуется по-народному просто: «В бога не верил, но матушку любил» или «многое не своею волею делал», а «по родительскому обещанию».

Рассказчик в прозе Лескова всегда обладает даром легендотворца и сказителя. Стариной и незатейливостью веет от повествуемого рассказчиком. «И тем не менее с самого начала сказа наивности и прекраснодушию рассказчика, примиренности его со всем ходом вещей, его «незлобивости» и «ласковости» неизменно противостоит «тихая язвительность» автора, иначе воспринимающего мир русской жизни». (И.В.Столярова, «В поисках идеала», Ленинград, 1978). Автор не ищет скрытой в веках поэтичности – она у него появляется сама по себе. Лесков не подчеркивает дух искательства правды, страдания рассказчика его произведений не являются предметом любования автора, потому что сам автор и есть герой в прозе Н.С.Лескова.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Чернышевский
Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Эстетические взгляды Чернышевского носят материалистический характер и связаны ...

Возникновение комедии
Карнавальные обряды с их «ритуальным сквернословием» и «насмешливыми песнями» породили в различных местах Греции мимические представления с обычными масками народного балагана (хвастливый и трусливый воин, лекарь, шут и пр.); обращенное н ...

Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий)
Повести о «Смутном времени» («Новая повесть о преславном Росийском царстве», «Повесть 1606 г. », «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства», «Сказание» Авраамия Палицына, повести о кн. М. В. Скопине-Шуйском, «Послани ...