Разделы


Образ рассказчика в прозе Лескова
Страница 1

Материалы » Образ рассказчика в прозе Лескова

Образ рассказчика в прозе Н.С.Лескова – ратующий за положительного героя земли русской повествователь. Манера Лескова воспринимать русскую действительность второй половины XIX века отражена в его литературном творчестве, порою жутковатом, а иногда исполненным смехом и сатирическими излияниями. Но, безусловно, образ рассказчика, созданный Николаем Семеновичем Лесковым, это образ человека богобоязненного и богоугодного, опутанного поверьями, легендами; образ верующего человека, подвергнутого влиянию свыше, чующего свою принадлежность ко всему русскому, чующего свои корни, человека религиозного и в то же время простого.

Образ рассказчика лесковских произведений – это незатейливый характер русского мужика из народа, чаще всего страдающего, озабоченного жизнью, всюду и везде ощущающего божий промысел и свою смиренность перед людьми, стоящими выше его на социальной лестнице.

Образ повествователя в рассказах малоизученного Лескова зачастую сливается с образом автора. Его произведения воспринимаются читателем как сочиненное не потомственным дворянином Орловской губернии (пусть даже молодым и незначительным, как считал сам Лесков), а как повествование от лица служащего у господ. Грань между рассказчиком и автором стирается, заставляя принимать написанное Лесковым повествование исповедью странника, путешественника, имя которому – православный человек. Этот человек предан вере, порядкам, обычаям, государственному строю, чудовищным неурядицам русской земли. Он не желает любить иную землю, другой порядок или устройство жизни, относится ко всему спокойно – как к должному. Он не пугается ни чертей, ни смерти, ни господских «промыслов», потому что бог всегда с ним, и ангел-хранитель никогда не даст ему погибнуть бессмысленно, без подвига.

Образ рассказчика в прозе Н.С.Лескова организует композиционно произведения путем собирания в одно целое разных поступков и случаев из жизни героя. Таким образом, рассказчик является стержнем произведений, вышедших из-под пера Н.С.Лескова.

«Рассказчик идет изнутри самого народа. Он оттуда; он рассказывает как бы из глубины, из гущи, из толщи Он формально чаще даже и не отделен от автора («несобственно прямая речь»); автор внутренне раздвоен… на собственного автора, - который незыблем как автор, но неподвижен за сценой, - и рассказчика, который говорит из самых низов…». («В мире Лескова», Москва, «Советский писатель», 1983, Вл.Гусев, страница 190).

Так, в рассказе «Разбойник» автор является поначалу рассказчиком, уступая незаметно свою роль крестьянину – хозяину избы. Такое же перевоплощение автора в рассказчика из народа, в женщину, в няню Любовь Онисимовну имеет место в «Тупейном художнике». Также переход авторского сказа, незаметный и плавный, осуществлен Лесковым в рассказе «На краю света». В «Запечатленном ангеле» такая же подмена авторской речи на сказ человека из народа – простого русского мужика, приютившего зимой извозчиков. Подобное смещение образа рассказчика типично для прозы Н.С.Лескова.

Образ рассказчика в произведениях этого писателя типичен сущности русской жизни: ее мифологически обусловленных начал, христианской нравственности, совмещению личности с данным миропорядком, ощущением, что «Бог не выдаст; свинья не съест» и что все будет решаться «на миру».

«…Люди в мире Лескова, пребывая в положении подневольном, тем не менее находят в себе достаточно духовных сил и воли к справедливости, чтобы действовать инициативно и самостоятельно. Ложась тяжелым грузом на плечи русского простолюдина, многовековое и разноликое социальное зло, по мысли писателя, было бессильно убить в нем живую душу. Оно не приводило к «подмене» верности и преданности – холопством и рабской неразборчивостью, не лишало человека духовной независимости и принципиальности». (В.Хализев, О.Майорова, «Лесковская концепция праведничества», «В мире Лескова», Москва, 1983, страница 202).

Итак, рассказчик в прозе Лескова – это прежде всего живая душа, яркая, самобытная безотносительно умственному кругозору человека, его образу жизни и его окружению.

Рассказчик часто стремится передать самое страшное из жизни, жуткое, и тем самым завлечь слушателей. В рассказе «Разбойник» это описание трупа, невинно, от страха убитого солдатика. И загадочная фраза «ждите, друзья, ждите» в конце рассказа. В «Чертогоне» это несуществующие коты в ногах дяди рассказчика Ильи Федосеевича, борющиеся в церкви за душу человеческую, олицетворяющие искушение. «Чертогон», как утверждает рассказчик, явление «для настоящих знатоков и любителей серьезного и величественного в национальном вкусе»…

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Сонет в поэзии Плеяды.
Поэзия Плеяды – это поэзия соревнования, соревнования в поэтическом мастерстве, соревнования с древними и итальянцами. Соревнование с Италией в области высокой поэзии требовало освоения петраркисткой лирики и главнейшего ее стихотворного ...

Будущее Москвы. Владимир Войнович
«Москва 2042» – сатирический роман-антиутопия, веселая пародия, действие которой происходит в будущем, в середине XXI века, в обезумевшем «марксистском» мире. Герой романа – писатель-эмигрант Карцев – неожиданно получает возможность поле ...

Понятие комического в литературе XIX века. Комическое как литературная и эстетическая категория
Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Существуют различные трактовки его места в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например, немецкий писате ...