Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима
ГорькогоСтраница 2
Горький был заинтересован в том, чтобы воплотить в живых народных фигурах качества, создаваемые коллективным жизненным опытом и словотворчеством народа. Писатель справедливо считал, что основным источником образной меткости, точности, сжатости, афористичности русского языка является устное народное творчество, народные песни, сказки, легенды, пословицы, поговорки. А поэтому он полагал правомерным воплощать в народных характерах все то лучшее, что создавалось в процессе духовного творчества народа.
Отношение М. Горького к языку Лескова определяется именно тем, что в его произведениях особенно отчетливо выступаю преемственные связи с фольклором.
О том, что словесному мастерству молодой Горький учился у Лескова, свидетельствуют многие его рассказы, в которых разговорная речь занимает значительное место. Героические легенды, волнующие предания о стремлении человека к свободе и счастью возникают в форме рассказа старого, мудрого человека. В раннем творчестве Горького появляется фигура рассказчика, в котором сказались черты характера и биографии писателя; но и он, и более поздний горьковский «проходящий» (цикл «По Руси») очень редко вмешиваются в течение рассказа, и здесь сказалось влияние Лескова. «Лесков, – пишет М. Горький, – почти всегда где-то около читателя, близко к нему, но его голос не мешает слушать странные полусказки, полубыли, которые кто-то рассказывает, точно старая мудрая нянька, – рассказывает с искусством и силой Гомера».
Не без влияния Лескова в Горьком обнаруживалось искусство создавать образы почти исключительно в диалоге и в рассказах героев о себе и других персонажах. Но вместе с тем Горький поднимался к высочайшим вершинам овладения пластическим изображением, в котором словесный рисунок является только составной частью.
Придя в литературу, Горький стал создавать типы людей сильных, ярких, мучительно ищущих народную правду. Для художественной типизации персонажей ему было необходимо создать такой изобразительный строй, в котором совершенно не ощущается стертость слов. Этому Горький мог научиться также у Лескова, у которого десятки различных народных типов изъясняются с живой и густой выразительностью.
Критически и творчески относясь к традициям, Горький использовал также опыт мировой классики, в которой ему особенно близкими были образы героических борцов за свободу, беспокойных, мятежных, протестантов. В этом плане знаменателен повышенный интерес Горького к Пушкину, Лермонтову, Байрону, Шиллеру.
Естественно, что подобное тяготение к поэтам, воспевавшим вольнолюбивые стремления человека, возникало у Горького под воздействием его реального опыта жизни, веяний нового общественного подъема, наступило после победоносцевской реакции. Но все же было бы неправильным утверждать, что уже в те годы Горький находил в действительности прототипы для своих вольнолюбивых персонажей. Он еще не имел реальной возможности в 90-е годы воплотить в обобщенном реалистическом типе черты нового человека, только еще выходившего на арену борьбы за свободу.
Похожие статьи:
«Бэла»
Глава «Бэла» отличается особой простотой, которую отмечал В.Г. Белинский. В своей статье, посвященной «Герою нашего времени», Белинский отмечал особенность построения «Бэлы» в том, что «простота и безыскусность этого рассказа – невыразимы ...
«Фаталист».
Схватка героя романа с судьбой наиболее прямое выражение получает в «Фаталисте».
Вопрос о предопределении – вопрос философский. Но в 30-40-е годы прошлого века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлече ...
Портрет работы Ю. П.
Анненкова
Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной форме — с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса», 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде ...