Разделы


Настасья Филипповна – образ инфернальной женщины в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского
Страница 1

Материалы » Инфернальные женщины в романах Достоевского » Настасья Филипповна – образ инфернальной женщины в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского

Еще одна героиня Достоевского – Настасья Филипповна – роковая, гордая, инфернальная женщина в романе «Идиот». Образ этой героини взят с первой жены Достоевского Марьи Дмитриевны, он как будто «списал» её на бумагу, отобразив все её черты характера, поведения, внешность. История любви Достоевского с Марьей Дмитриевной похожа на историю Рогожина и Настасьи Филипповны, такая же тяжелая, неравная, любовь со страданиями и мучениями.

«Он в нее влюбился без памяти – ее сострадание, участие и легкую игру от скуки и безнадежности принял за взаимное чувство. Достоевский овеял ее всеми чарами неудовлетворенных желаний, эротических фантазий и романтических иллюзий, накопленных за годы вынужденного воздержания. Кроме того, она страдала, а чувствительность к чужому горю всегда подогревала его страсть. Очень скоро их связь переросла в сильную привязанность. Тут бы и пожениться, но экзальтированная Марья Дмитриевна начала испытывать чувства «на прочность». Она писала Достоевскому то истерически ненавидящие письма, то страстно любовные. Его эта игра убивала, ведь он любил со всей силой и страстью запоздалой первой настоящей любви. Достоевский был на грани безумия. Мучился он, мучилась она» [34] (В. Кожинов).

История очень похожа на историю героев романа.

Настасья Филипповна – это весьма сложная и непростая натура. Она несчастна, много страдала, никогда никого не любила, очень любила себя, сильная, ей роковая красота и поразительный ум, и хитрость – это «яд» для мужчин знавших её, да и для женщин тоже. В её присутствии в обществе ни одна женщина не сияла так же ярко, ни была так величественна, ни одна не могла заставить молчать, только взглянув своим испепеляющим взглядом.

«Ею движет «бесовская гордость», не дающая принять сострадание Мышкина. Поэтому и не может состояться гуманистическое «воскресение» Настасьи Филипповны, ее «возвращение» к «образу чистой красоты» (каковым она, по-видимому, никогда и не являлась)». (из статьи Л.Н. Смирновой «Мир красотой спасётся»). В одной из последних сцен романа, перед несостоявшимся венчанием героини с князем, собравшуюся дома толпу поражает ее «инфернальная», демоническая красота: она вышла «бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали…, как раскаленные угли» [20, ч. 4, с. 569]. При завязке романного действия, глядя на портрет Настасьи Филипповны и дивуясь ее ослепительной красоте, князь Мышкин восклицает: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!» [20, ч. 1, с. 36]. Ведь «сладостная мечта», о которой говорил Пушкин в своем «Рыцаре бедном», в представлении героев романа, той же Аглаи, – это «восстановить и воскресить человека».

Именно с такой целью Мышкин предлагает свою руку Настасье Филипповне в первый же день знакомства. Гуманистическая «истина», соединяясь с прекрасной внешностью и добром, воссоздаст в бывшей куртизанке «образ чистой красоты».

Красота телесная в сочетании с красотой нравственной «спасет мир», потому что, как писал Достоевский еще в статье 1861 года, она «присуща всему здоровому», является «необходимой потребностью организма человеческого» [30]. Но все складывается не так, как первоначально задумывал автор «Идиота». В романе появляется «гениальная фигура» Лебедева, мелкого дельца мошенника, интригана и в то же время глубочайшего философа парадоксалиста, толкователя Апокалипсиса. Именно он высказывает ключевые для дальнейшего понимания главных образов «Идиота» мысли: «…закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве» [20, ч. 2, с. 278], «дьявол… владычествует человечеством до предела времен, еще нам неизвестного» [20, ч. 2, с. 280], «ослабели,… помутились источники жизни» в «наш век пароходов и железных дорог» [20, ч. 3, с. 354].

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Как я провела отпуск
Всем известно, что лето – самая подходящая пора для отпусков, путешествий, уик-эндов и просто приятного времяпрепровождения. Этим летом и я дождалась нескольких недель честно заслуженного отпуска! В предвкушении ярких эмоций и интересног ...

Проблема абсурда в романе «Посторонний»
Роман об абсурде должен быть абсурдным произведением форма которого отрицает привычные способы видения мира, ставит под сомнение устоявшиеся способы повествования. К этому и стремится Камю в работе над «Посторонним», последовательно отве ...

Выразительные средства в творчестве Агаты Кристи
Агата Кристи, как мы уже знаем, создала множество превосходных запоминающихся персонажей. С таким же успехом она создавала нужную ей остановку, фон, пейзаж. Однако как же ей это удавалось? В данной главе мы разберем выразительные средств ...