Разделы


Преодолевший футуризм
Страница 7

Материалы » Преодолевший футуризм

1. Внимание к образности в слове и в метафоре. Противопоставление языка образов и языка понятий.

2. Отстаивания дифференциации видов искусства.

3. "Каталогизация" стихотворных образов.

4. Особое внимание к соотношению интуитивного и логического начала в творчестве, с предпочтением второго.

Если говорить об отличиях В. Шершеневича-футуриста от В. Шершеневича-имажиниста в теории, то они носят весьма конъюнктурный и поверхностный характер. Все вышесказанное позволяет нам говорить о единстве эстетической концепции В. Шершеневича. Имажинизм, в понимании В. Шершеневича, представляет собой одну из разновидностей футуризма - попытка "преодолеть футуризм" не увенчалась успехом. Это не значит, что теоретические выкладки В. Шершеневича были совершенно бесплодными. Многие его наблюдения, относящиеся к имажинизму, очень точно характеризуют сущность футуризма и авангарда в целом (избыточная метафоричность, расколотость сознания). Нельзя не отметить высокую образованность В. Шершеневича, которая дала ему возможность познакомить российскую читающую публику с идеями итальянского футуризма.

В работах теоретика имажинизма сосуществуют две разнонаправленные тенденции: с одной стороны потебнианско-символистское понимание языка поэзии, с другой - футуристско-формалистский подход.

Совмещая в своей теории идеи Ф. Маринетти и А. Потебни, В. Шершеневич приходит к противоречию: с одной стороны, он требует от образа неожиданности, даже абсурдности, с другой - образ должен поддаваться логическому объяснению. Это противоречие, очевидно, не дало его теории воплотиться на практике в полной мере - теоретический эклектизм основоположника имажинизма сказался и в художественном творчестве.

[1] См. Lawton A. Vadim Shershenevich: from futurism to imaginism. Ann Arbor, 1981.

[2] Марков В. История русского футуризма. Спб., 2000. С. 95.

[3] Россиянский М. Перчатка кубо-футуристам // Шершеневич В. Листы имажиниста. Ярославль, 1997. С. 359.

[4] См. Lawton A. Vadim Shershenevich: from futurism to imaginism.;

Марков В. История русского футуризма.

[5] См. Дроздков В. Статья В. Г. Шершеневича "Пунктир футуризма" и предыстория возникновения имажинизма // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1994 г. Спб.,1998.

[6] Цит. по: Nilsson N. The russian imaginists. Ann Arbor, 1970. P. 16.

[7] Шершеневич В. Пунктир футуризма // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1994 г. Спб.,1998. С. 168.

[8] Там же. С. 173.

[9] Потебня А. Мысль и язык // Потебня А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 176.

[10] Белый А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 135.

[11] Там же. С. 135.

[12] Шершеневич В. Пунктир футуризма. С. 173.

[13] Там же. С. 173.

[14]Манифесты итальянских футуристов / Пер. В. Шершеневича. М., 1914. С. 37

[15] Шершеневич В. Пунктир футуризма. С. 174.

[16] Там же. с. 171.

[17]Цит по: Бобрецов В. "Итак итог? ": о творчестве Вадима Шершеневича // Шершеневич В. Листы имажиниста. С. 24.

[18] Шершеневич В. Зеленная улица. Цит. по: Захаров А., Савченко Т. Есенин и имажинизм // Российский литературоведческий журнал. 1997. №11. с. 12.

[19] См. Lawton A. Vadim Shershenevich: from futurism to imaginism.

[20] Шершеневич В. О друге. Цит. по: Поэты-имажинисты. Спб, 1997.С. 464.

[21] Декларация // Поэты-имажинисты. С. 7

[22] Там же С. 7.

[23] Там же. С.7

[24] Там же С.8

[25] Там же С.7.

[26] Там же. С. 9.

[27] Там же С. 8.

[28] Там же С. 9

[29] Там же. С. 9.

[30] Бобрецов В. "Итак итог? ": о творчестве Вадима Шершеневича //Шершеневич В. Листы имажиниста. С. 30.

[31] Шершеневич В. 2*2=5 // Поэты-имажинисты. С. 25

[32] Там же. С. 29.

[33] Там же. С. 22.

[34] Там же. С. 30.

[35] Потебня А. Из записок по теории словесности // Потебня А. Эстетика и поэтика. С. 301

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Похожие статьи:

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр литературы XVIII века
Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за его подвиги возвела в степень “святого”. В основе жития лежала биография героя, чаще всего исторического лица, известного са ...

Анализ стихотворения «Смычок и струны»
Стихотворение «Смычок и струны», по свидетельству мемуаристов, было одним из самых любимых созданий И. Ф. Анненского. Будучи по возрасту намного старше всех других поэтов новых течений, он не любил демонстративных проявлений эмоций и обыч ...

История постановки
В Театре имени Вахтангова идет необычный спектакль, поставленный по притчам Сергея Козлова. Сказочные притчи известны всей стране благодаря замечательным мультфильмам: «Как львенок и черепаха пели песню», «Тилимилитрямдия» и, конечно же, ...