Заключение
Таким образом, подводя итог проделанной работы я с уверенностью могу сказать, что в работе освящены все 2 этапа русской литературы. На протяжении семивекового развития наша литература верно и последовательно отражала основные изменения, происходившие в жизни общества. Длительное время художественное мышление было неразрывно связано с религиозной и средневековой исторической формой сознания, но постепенно с развитием национального и классового самосознания оно начинает освобождаться от церковных уз.
Литература выработала четкие и определенные идеалы духовной красоты человека, отдающего всего себя общему благу, благу Русской земли, Русского государства. В центре внимания литературы стояли исторические судьбы родины, вопросы государственного строительства. Вот почему эпические исторические темы и жанры играют в ней ведущую роль. Глубокий историзм в средневековом понимании обусловил связь нашей древней литературы с героическими народным эпосом, а также определил особенности изображения человеческого характера. Характерной особенностью древней литературы является ее неразрывная связь с действительностью. Эта связь придавала нашей литературе необычайную публицистическую остроту, взволнованный лирический эмоциональный пафос, что делало ее важным средством политического воспитания современников и что сообщает ей то непреходящее значение, которое она имеет в последующие века развития русской нации, русской культуры.
От статистического неподвижного изображения человека наши писатели шли к раскрытию внутренней динамики чувств, к изображению разных психологических состояний человека, к выявлению индивидуальных особенностей личности.
[1] Майков Л.Н. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий. СПб., 1889, с. 96
[2] Кукушкина М.В. Памятники культуры. – Ежегодник 1974., М., 1975, с. 75-78.
[3] Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси, с 21.
[4] Робинсон А.Н. Воинские повести Древней Руси (серия «Литературные памятники»). М. – Л., 1949, с. 129.
[5] Орлов А.С. Исторические и поэтические повести об Азове (взятии 1637 г. и осадное сидение 1641 г.). М., 1906., с154.
[6] Чернышевский Н.Г. Полн. Собр. Соч., т.2. Пг, 1918, с. 616.
[7] Русские повести XVII века/ Послесл. и коммент. М.О. Скрипиля к Повести о Савве Грудцыне. М., 1954, с.385-394.
[8] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т., т.5, с. 668.
[9] Еремин И.П., Литература Древней Руси, с. 214.
Похожие статьи:
Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические
произведения
Годы войны – это годы возмужания таланта. Небольшая по объему проза этого периода расширяет представления о творческом облике художника и дает возможность проследить путь писателя к зрелости, к таким произведениям как повести «Алешка» (19 ...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
(вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)
Среди шедевров Пушкинской любовной лирики стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» – одно из самых проникновенных, трепетных, гармоничных. Здесь чувства без остатка растворены в словах, а слова как бы сами просятся, ложатся на музыку.
Э ...
Человек андеграунда - "подпольщик", или
Герой нашего времени?
Так кто же такой Петрович, "подпольщик" агешник, неудачник или герой нашего времени. В рецензиях и откликах на роман было немало интересных предложений. И вопрос о герое нередко переводился в план обсуждения тех преступлений, не ...