Введение
По традиции начало римской литературы относят к 240 г. до н.э., тогда в Риме была осуществлена первая театральная постановка по греческому образцу. До этого времени латинская словесность была исключительно устной и безымянной. У римлян авторская поэзия рождается довольно поздно – лишь в Ш в. до н.э., то есть через пять столетий после появления в Греции поэм Гомера. У римлян переход от устной культуры к письменной осуществлялся через многочисленные переводы на латинский язык различных памятников греческой литературы. В Древнем Риме письменная литература возникает в первую очередь как переводная.
Гораций отмечал культурное превосходство греков и отвергал художественную ценность архаической латинской поэзии:
«Греция, взятая в плен, победителей диких пленила,
В Лаций суровый внеся искусства, и так пресловутый
Стих сатурнийский исчез, неуклюжий, - противную вязкость
Смыло изящество, все же остались на долгие годы,
Да и по нынешний день следы остаются».
Гораций указывает на парадоксальный феномен: в 146 г. до н.э. римляне победили силой оружия Грецию, но оказались у нее в культурном подчинении.
Многие исследователи считают, что древние римляне не обладали фантазией, а потому и способностью создавать, подобно грекам мифы, которые стали бы основой их художественного творчества. Высказанное учеными суждение о «антимифологичном» уме римлян не беспочвенно. Отсутствие у них мифов о рождении богов объясняется скорее прагматическим характером их религии, тесно связанной с социальной жизнью и целиком обращенной к современной, конкретной действительности.
В том, как римляне приспосабливали греческую мифологию к своим насущным потребностям, проявился исключительный утилитаризм их религии. Так, бог Аполлон, покровитель поэтов и музыкантов, у римлян первоначально почитался за свое искусство целителя. В Риме официальное установление его культа было вызвано эпидемией чумы в 433г. до н.э. А уже через два года, в 431 г. до н.э., на Марсовом поле был построен храм, посвященный Аполлону Врачевателю. Дистанция между греческим и римским духом максимально сокращается в эпоху эллинизма. Греческая культура этого века представляется римлянам более понятной и доступной для усвоения. Поэтов и прозаиков начинает интересовать жизнь человека с его внутренним миром.
Однако не во всех областях римской культуры греческое влияние было изначальным. Например, художественный опыт греков, в красноречии столь необходимый для становления жанров римской литературы, был воспринят римлянами сравнительно поздно. Для римлян красноречие в первую очередь являлось неотъемлемой частью их общественной жизни и лишь потом искусством.
Похожие статьи:
Лирический герой в
произведениях Жуковского. Жуковский в наше время.
Чем ближе к своему образу,
к природе, тем прекраснее и
совершеннее произведение искусства.
В. А. Жуковский.
Особенностью интимной поэзии Жуковского является то, что она автобиографична, расцветает под влиянием чувства к М. А. Протасов ...
Д.С. Мережковский. Краткая биография
Дмитрий Сергеевич Мережковский (2 (14) августа 1865, Санкт-Петербург, Российская империя – 9 декабря 1941, Париж, Франция) – русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
Д.С. Мережковски ...
Концепции символа
Первые концепции символов были выработаны самими представителями данного направления. В России одним из теоретиков символизма становится Андрей Белый. В своей статье «Эмблематика смысла (предпосылки к теории символизма)» 1910 года он пыта ...