Проповедническая публицистика В.Г. Распутина последних
летСтраница 1
Мировоззрение писателя складывалось в процессе личного жизненного опыта и его активного осмысления. В процессе публицистического творчества рефлексии подвергаются социальные установки и идеалы, история и общественные процессы второй половины ХХ века. Все это "достраивается" обращением В.Г. Распутина к пяти основным культурным дискурсам: народного языка и патриархальной культуры, воспринятых в детстве, русской и зарубежной литературы XIX - начала ХХ века, современной литературы, отечественной историографии (в том числе региональной) и русской философской (религиозной) мысли.
Выступления В. Распутина последних лет можно определить как следование жанру проповеди. Проповедь предполагает адресность высказывания, отзывчивого слушателя, читателя. Закон проповеди - грация, восхождение смысла.
Именно в соответствии с этим каноном и выстроены выступления В.Г. Распутина на Русском Национальном Соборе. Русский Национальный Собор - съезд наиболее активных представителей русских диаспор и религиозно мыслящей интеллигенции современной России. Этот съезд бывает раз в два года в Храме Христа Спасителя, Распутин сидит в президиуме, рядом с патриархом Алексеем II.
В.Г. Распутин выступает на каждом из десяти заседаний Всемирного Русского Собора. Часть из них проводилась в период, когда президентом был Б. Ельцин, а часть - при президентстве В.В. Путине. Собранные вместе эти речи представляют панораму проблем современной истории за десять лет.
В первом своем выступлении "Так создадим же течение встречное" (июнь 1992) В.Г. Распутин призывает к духовному и гражданскому сопротивлению деморализующей политике властей. Писатель говорит о том, что в стране нет единой системы власти. А только "много специалистов самого высокого класса, занятых не обезболиванием, обездоливанием" [5; 232]. Русский человек, верит В.Г. Распутин, обладает чувством национального самосознания, ответственностью, сплоченностью. Именно к ним и апеллирует писатель.
Темой второго выступления "Путь спасения" (1995) является судьба народа, его внутренний потенциал. Народ, несмотря на равнодушное отношение власти, на нравственное падение, сохраняет "и целомудрие, и здравый смысл, и чувство самосохранения" [22; 3].
На V Всемирном Соборе (1999 г) был подведен итог ХХ веку. И здесь писатель продолжает говорить о духовной и нравственной несостоятельности власти: "Власть, отдавшаяся беспримерному стяжательству, надувательству, бросившая народ на растерзание нищете, преступности … - это не власть, а напасть" [11; 12].
В своем выступлении В.Г. Распутин подчеркивает, что носителем народного сознания является народ, и так определяет эту социальную категорию: "это трудящаяся, говорящая на родном языке, хранящая свою самобытность часть нации" [11; 12].
"Народ он свой, а живет стороной" - выступление писателя на VI съезде (2001 г), в котором он говорит о том, что за десять лет ничего не изменилось. Россию продолжают грабить, превращают в "дикое поле" [5; 242]. В стране торжествует глобализация, т.е. "закон естественного отбора и ступенчатого выживания" [5; 244]. Инструмент покорения населения - угроза голода и "милосердное" окормление тех, кто согласен играть по правилам новой рыночной морали. "Хлеб занимает главенствующую роль, им шантажируют и выдают индульгенции на жизнь" [5; 245].
"Шлемоносцы" - выступление В.Г. Распутина на IX Всемирном Народном Соборе, посвященное 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. (2005 год). Начинает свою речь писатель со слов философа И.А. Ильина, которые стали пророческими новой "трагедии жертвы" [5; 248]. Ставя рядом два исторических подвига народа - на поле Куликовом и на полях Великой Отечественной, писатель говорит о бессмертии народа в неразрывной связи поколений, о духовной силе Святой Руси, силе, не иссякнувшей до сороковых годов XX века. Победа добывалась в таких схватках прежде всего самоотверженностью, "когда тебя, как индивида… словно бы и нет, а есть мгновение, которое сильнее тебя и в которое ты или успеешь, или не успеешь сделать спасительный для победы рывок…" [5; 255].
Похожие статьи:
Особенности жанра литературной сказки.
Соответствует ли «Крошка Цахес» всем параметрам жанра?
До сих пор не существует четкого разграничения жанров литературной и народной сказки, а также общепринятого определения литературной сказки. Первая попытка дать определение принадлежит Я. Гриму: отличие литературной сказки от сказки народ ...
Использование автором дополнительных фоностилистических средств
Из специальных фоностилистических средств для создания соответствующего эмоционального настроения автором используется ассонанс, т.е. созвучие ударных звуков. Так, при изображении мрачной картины на берегу реки и передаче отрицательных эм ...
Теоритические основы
исследования комплимента как малой формы эпидейктической речи. . Этимология слова комплимент.
Рассмотрение особенностей комплимента нам представляется целесообразным начать с определения семантики и этимологии соответствующего понятия.
«Словарь современного русского литературного языка» в 17-ти томах дает следующее толкование : « ...
