Разделы


Проповедническая публицистика В.Г. Распутина последних лет
Страница 1

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Проповедническая публицистика В.Г. Распутина последних лет

Мировоззрение писателя складывалось в процессе личного жизненного опыта и его активного осмысления. В процессе публицистического творчества рефлексии подвергаются социальные установки и идеалы, история и общественные процессы второй половины ХХ века. Все это "достраивается" обращением В.Г. Распутина к пяти основным культурным дискурсам: народного языка и патриархальной культуры, воспринятых в детстве, русской и зарубежной литературы XIX - начала ХХ века, современной литературы, отечественной историографии (в том числе региональной) и русской философской (религиозной) мысли.

Выступления В. Распутина последних лет можно определить как следование жанру проповеди. Проповедь предполагает адресность высказывания, отзывчивого слушателя, читателя. Закон проповеди - грация, восхождение смысла.

Именно в соответствии с этим каноном и выстроены выступления В.Г. Распутина на Русском Национальном Соборе. Русский Национальный Собор - съезд наиболее активных представителей русских диаспор и религиозно мыслящей интеллигенции современной России. Этот съезд бывает раз в два года в Храме Христа Спасителя, Распутин сидит в президиуме, рядом с патриархом Алексеем II.

В.Г. Распутин выступает на каждом из десяти заседаний Всемирного Русского Собора. Часть из них проводилась в период, когда президентом был Б. Ельцин, а часть - при президентстве В.В. Путине. Собранные вместе эти речи представляют панораму проблем современной истории за десять лет.

В первом своем выступлении "Так создадим же течение встречное" (июнь 1992) В.Г. Распутин призывает к духовному и гражданскому сопротивлению деморализующей политике властей. Писатель говорит о том, что в стране нет единой системы власти. А только "много специалистов самого высокого класса, занятых не обезболиванием, обездоливанием" [5; 232]. Русский человек, верит В.Г. Распутин, обладает чувством национального самосознания, ответственностью, сплоченностью. Именно к ним и апеллирует писатель.

Темой второго выступления "Путь спасения" (1995) является судьба народа, его внутренний потенциал. Народ, несмотря на равнодушное отношение власти, на нравственное падение, сохраняет "и целомудрие, и здравый смысл, и чувство самосохранения" [22; 3].

На V Всемирном Соборе (1999 г) был подведен итог ХХ веку. И здесь писатель продолжает говорить о духовной и нравственной несостоятельности власти: "Власть, отдавшаяся беспримерному стяжательству, надувательству, бросившая народ на растерзание нищете, преступности … - это не власть, а напасть" [11; 12].

В своем выступлении В.Г. Распутин подчеркивает, что носителем народного сознания является народ, и так определяет эту социальную категорию: "это трудящаяся, говорящая на родном языке, хранящая свою самобытность часть нации" [11; 12].

"Народ он свой, а живет стороной" - выступление писателя на VI съезде (2001 г), в котором он говорит о том, что за десять лет ничего не изменилось. Россию продолжают грабить, превращают в "дикое поле" [5; 242]. В стране торжествует глобализация, т.е. "закон естественного отбора и ступенчатого выживания" [5; 244]. Инструмент покорения населения - угроза голода и "милосердное" окормление тех, кто согласен играть по правилам новой рыночной морали. "Хлеб занимает главенствующую роль, им шантажируют и выдают индульгенции на жизнь" [5; 245].

"Шлемоносцы" - выступление В.Г. Распутина на IX Всемирном Народном Соборе, посвященное 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. (2005 год). Начинает свою речь писатель со слов философа И.А. Ильина, которые стали пророческими новой "трагедии жертвы" [5; 248]. Ставя рядом два исторических подвига народа - на поле Куликовом и на полях Великой Отечественной, писатель говорит о бессмертии народа в неразрывной связи поколений, о духовной силе Святой Руси, силе, не иссякнувшей до сороковых годов XX века. Победа добывалась в таких схватках прежде всего самоотверженностью, "когда тебя, как индивида… словно бы и нет, а есть мгновение, которое сильнее тебя и в которое ты или успеешь, или не успеешь сделать спасительный для победы рывок…" [5; 255].

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Основной романтический конфликт – это столкновение добра и зла, на этом основан принцип двоемирия. Каков конфликт этой сказки? Подтвердите свою мысль примерами.
Конфликт является главным двигателем в любом произведении. Однако у Гофмана он приобретает особое значение. Столкновение добра и зла – конфликт универсальный и вечный, лежащий в основе любой формы осмысления мироздания. В «Крошке Цахесе» ...

Символы природы в драматургии А.П. Чехова
Символы природы включают в себя все явления окружающего мира. О символике такого рода писал и А.Ф.Лосев: «Явления природы, не изготовленные и не оформленные человеком, а существующие до всякого человека и без его трудовых усилий, все это ...

Эпоха сентиментализма
С шестидесятых годов XVIII века в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека ...