Разделы


Эволюция политических взглядов писателя
Страница 3

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Эволюция политических взглядов писателя

Возможность спасения России писатель видит в защите России от русофобов внешних и внутренних. Это значит в защите от обвинений в нравственной несостоятельности русского народа, в попытке доказать позитивную роль патриотизма. В.Г. Распутин начал свою проповедь в разгар перестройки. На съезде народных депутатов в 1989 году писатель сказал: "Русофобия распространилась в Прибалтике, Грузии, проникает она и в другие республики… Антисоветские лозунги соединяются с антирусскими …" [7; 3].

Ирония выступающего - "А может быть, России выйти из Союза?" - потом будет трактоваться как призыв к распаду, но сам писатель отрицает это категорически: он осмеивал обидчиков. Противник В.Г. Распутина в 1980-1990-е годы - идеология либерализма, которая, по его мнению, антигосударственна, антипатриотична, антирелигиозна.

Либеральная идеология противопоставляет общечеловеческие ценности патриотизму, а В.Г. Распутин доказывает, что патриотизм - условие спасения государства и народа. "Патриотизм - это не право, а обязанность, хоть и кровная, почетная, но тяжелая обязанность, которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли, что отдана ему под Отечество…" [18; 1]. Только народ спасет Россию, по мнению писателя. Но для этого необходимо вести пропаганду, разъяснительные работы, чтобы к руководству местными администрациями пришли патриоты. В.Г. Распутин утверждает, что спасение не надо ждать от Москвы, спасение нужно ждать от регионов, которые будут требовать, нажимать на правительство. И эти требования, в конце концов, придется выполнять: "Патриотам России следует так повести народ, чтобы он не поддался чувству безысходности, а показал свою силу. Патриотам надо показать, что можно выправить положение, показать, что есть сила, которая может взять на себя руководство патриотическим движением" [18; 2].

В очерке "Что дальше, братья-славяне?" В.Г. Распутин рассматривает внешнюю политику страны с того времени, когда идея "славизма" выглядела как бессмысленная утопия. В этом очерке 1992 года он опирается на идеи Ф.М. Достоевского, которые процитированы так, что составляют впечатление написанного не более ста лет назад, а сегодня. Суть - в нравственном и духовном одиночестве защитников славянского единства - даже внутри страны и между славянскими народами. Ф.М. Достоевский прорицает: "…не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освобожденными" [5; 133]. Освобождение от турецкого ига не разрешило внутриславянские распри: "…Россия надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае…" [5; 134]. Опыт XX века подтверждает: "Великий наш писатель как в воду глядел" [5; 134].

В.Г. Распутин выстраивает дальнейший разговор не как обличение отпавших от идеи всеславянского братства, а как именно братский призыв к близким по крови, напоминая о былом единстве, пытается вразумить, предостеречь. Писатель обращается к идее панславизма, очищая ее от предвзятых мнений: славянофилы вовсе не призывали к слиянию восточно-славянского мира, они говорили о "союзе государств" для защиты их общих интересов. Это внешнеполитическая цель обеспечена нравственным и духовным обязательствами.

"Постоять за други своя и вместе с ними углубиться нравственно и возвыситься духовно - это был род спасения души и одновременно, как казалось, исполнения хоть части своего национального призвания" [5; 134]. Писатель помнит о вине имперской России, навязавшей свою идеологию силой в Польше, Чехословакии и на Балканах. Но признает эту идеологию чуждой, навязанной самим русским либеральным и социальным учениями.

В.Г. Распутин откровенно говорит об ослабленности России под гнетом чуждых ей порядков, которые насаждались в ней и которые она несла в славянские страны.

Но и при силе и благополучии смогла ли бы она удержать кого-либо возле себя? У писателя нет иллюзий на этот счет. Славянство разобщено разнохарактерностью, а главный разлад несет "дух времени", дух "материального поклонения" - и это дух мирового порядка, который распространяется все дальше на Восток. Писатель обращается к братьям по былому союзу с призывом духовного родства, зная, что "таким языком - от сердца к сердцу, общим для нас - и надо говорить друг с другом" [5; 134]. Он верил, что славянство - это особый склад ума и чувство природной общности.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Сложное предложение в древнерусском языке
Постепенно в древнерусском языке создается и оформляется новая синтаксическая единица – сложное предложение. Оно состоит из двух или нескольких простых предложений, составляющих неразрывное единство в грамматическом и смысловом отношениях ...

9-11 классы
По результатам ответов учеников 9-11 классов была также построена диаграмма. Было обнаружено следующее: больше всего точек соприкосновения с екимовскими героями в ответах на 1, 5, 6, 7, 9, 10 вопросы. Другие взгляды старшеклассники имеют ...

Тредиаковский В.К.
Если Кантемир дал образцы русской сатиры, то Тредиаковскому принадлежит первая русская ода, которая вышла отдельной брошюрой в 1734 г. под названием «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (Данцига). В ней воспевалось русское воинство ...