ВведениеСтраница 1
В.Г. Распутин - одна из центральных фигур литературного процесса второй половины ХХ века. Практически все произведения В.Г. Распутина конца 1960-х - начала 1980-х годов признаны классическими и заслуженно входят в сокровищницу русской литературы. В его творчестве соединились классические литературные традиции и современность, этот необыкновенный синтез вывел "деревенскую" литературу на качественно новый этап развития, обогатив литературный процесс в целом.В.Г. Распутин, раскрывая корневые основы жизни народа, саму сущность народного существования, предельно усилил нравственно-философское звучание прозы о деревне, создал модель единого мира и человеческого бытия (Г.А. Белая). Художественное наследие писателя всегда привлекало внимание исследователей в России и за рубежом, оно широко изучено в критике и литературоведении (В.Я. Курбатов, А.Ф. Лапченко, С.В. Перевалова, С.Г. Семенова, Н.С. Тендитник, А.В. Урманов, В. Шапошников и т.д.), однако в отечественной и зарубежной науке очень мало работ, в которых рассматривается такой обширный пласт его творчества, как публицистика (В.Я. Курбатов, И.А. Панкеев, Н.С. Тендитник, Б.М. Юдалевич и др.), и отсутствуют исследования, где она изучается целостно и системно.
Творчество В.Г. Распутина неразрывно связано с социальными, нравственными, психологическими процессами современной российской истории. Журналистская деятельность В.Г. Распутина началась в 60-е годы, до 80-х годов писатель много внимания в своей публицистике уделял экологическим темам. Конец 80-х годов - это время обращения В.Г. Распутина к политическим и экономическим темам. В течение 10 лет - с 1985 года (повесть "Пожар") до середины 90-х - публицистика писателя становится открытой критикой политической ситуации в России.
Актуальность дипломного исследования
определяется интересом современного литературоведения потребностью в целостном изучении творчества писателя. В этом контексте актуально исследование публицистики В.Г. Распутина как самостоятельного дискурса, позволяющего выявить становление и развитие мировоззрения писателя от конца 1950-х годов до настоящего времени. В современной социокультурной ситуации изучение специфики публицистического текста, воплощенных в нем идей и оценок истории, современности, культуры виднейшего русского писателя второй половины ХХ века дает возможность понять типологические и индивидуальные особенности мировоззрения В.Г. Распутина, место и роль публицистики в его творчестве. Все это углубляет представления о своеобразии индивидуального мировоззрения писателя и его судьбе в ситуации модернизации российского общества, происходящей на протяжении последних десятилетий.
Конец 80-х - начало 90-х годов стали переломным временем для России. Это время перехода от тоталитарного общества к демократическим свободам, гласности, к началу капиталистического предпринимательства, частной инициативе. Это время начала распада государства, буквально распада СССР, распада государственной машины. Происходит разрушение культуры, нравственности, в обществе распространяется нигилизм, утрачивается чувство гордости и ответственности за свое отечество. Поэтому в 90-е годы так остро разворачиваются дискуссии вокруг русской идеи, ставящие вопросы бытия нации, ее духа и судьбы.
Похожие статьи:
Брачные аферы как средство обогащения в комедиях А. Н. Островского
Русскую культуру середины века начинают привлекать темы брачных афер — сюжеты, распространившиеся в обществе благодаря появлению инициативных людей, обладающих характером, амбициями, но не имеющих родовых средств для воплощения желаний. Г ...
Природа норм литературного языка
Норма языковая - принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления. Литературная норма складывается как результат социально-исторического ...
Семья. Учеба. Революционная деятельность
Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й московской гимназии (1906-1908), откуда был ...