Традиции Тютчева в лирике Зинаиды ГиппиусСтраница 2
О совершенно новом качестве слова З. Гиппиус, поднявшегося до пророческой мощи, даёт весьма точное представление стихотворение 1905 года со странным названием «Оно»:
Ярко цокают копыта…
Что там видно у моста?
Всё затёрто, всё забыто,
В тайне мыслей пустота…
Только слушаю копыта, Thermo king компрессор thermo king.
Шум и крики у моста.
Всё разбито, всё забыто,
Пейте новой вино!
Жадны звонкие копыта,
Будь что будет – всё равно!
Ст. «Оно», 1905)
Гиппиус здесь предчувствует революцию. Её страшит ужас власти, толпы, насилия. Прослеживаются в этом стихотворении и апокалиптические мотивы, которые Гиппиус будет развивать и в более поздней лирике.
Гиппиус прислушивалась к пророчеству Тютчева. Заглядывая в конец XX века, он пишет, что человек, лишённый верований, преданный на растерзание реальностям жизни, не может испытывать иного состояния, кроме непрекращающейся судороги бешенства. Его строки -
О Господи! и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
в отрыве от конкретных обстоятельств их написания является эпиграфом ко всему, что произошло в его стране после октября 1917-го. Тютчев предвидел характер русской революции. Революция для него «ужасный вихрь, в котором погибает мир», и всё рушиться, всё гибнет в этом общем воспламенении. Тютчев видел в революции «чистейший плод» западной мысли, реформации, утопии.
Нет веры к вымыслам чудесным,
Рассудок всё опустошил.
И покорив законам тесным
И воздух, и моря, и сушу,
Как пленников их обнажил;
Ту жизнь до дна он иссушил;
Что в дерево вливала душу
Давало тело бестелесным.
И Гиппиус, уже после первой мировой войны, категорически отказывается от битвы народов и государств:
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне!
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога, -
Мой дух пойдёт и с ним на брань,
Восстанет и не Бога.
(Ст. «Без оправданья», 1915)
Похожие статьи:
Теоритические основы
исследования комплимента как малой формы эпидейктической речи. . Этимология слова комплимент.
Рассмотрение особенностей комплимента нам представляется целесообразным начать с определения семантики и этимологии соответствующего понятия.
«Словарь современного русского литературного языка» в 17-ти томах дает следующее толкование : « ...
О поэтическом наследии писателя. Авторская песня.
Писать стихи Булат Окуджава начал рано, еще в школе. Стихи, конечно, были лирические, добрые, простые, как принято теперь говорить. Будучи с юности в ладу с гитарой, Булат стал напевать свои стихи, совершенно не понимая, что становится ро ...
Русская проза начала XX века в контексте имморализма. Русские
интерпретации ницшеанской морали
Имморализм – явление многогранное, и, как отмечает Д. Соловьев, «большинство философских систем несёт в себе потенциальную предрасположенность к имморализму, но только некоторые из них содержат его в выраженной форме» [29]. Поэтому логичн ...