Разделы


Мамлеев Юрий Витальевич. Биография и творчество
Страница 2

Материалы » Биография и творчество Мамлеева Юрия Витальевича » Мамлеев Юрий Витальевич. Биография и творчество

Прикосновение к тайне возможно лишь в «пороговых» ситуациях. Ситуации «на грани» привлекательны для Мамлеева тем, что позволяют проникнуть внутрь «я», высветить истинные мотивы поступков человека. В рассказе «Управдом перед смертью» Мамлеев разрабатывает типично «пороговую» ситуацию - человек в ожидании конца - но вносит в ее трактовку новые акценты. Писатель отказывается от нравственного критерия в оценке человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах. По мнению автора, поведение человека в таких условиях диктуется не внушением ума или порывом сердца, а иррациональной силой, дооценочной в своей основе.

Герой рассказа, управдом Дмитрий Иванович Мухеев, узнает, что болен раком. С резкой остротой перед ним встает вопрос: как защититься от приближающегося конца? Пожилой человек начинает искать земные формы бессмертия. Автор своеобразно «комментирует» духовные поиски героя, делая основой сюжета линию последовательного разрушения мухеевских иллюзий. Первой терпит крах иллюзия о том, что человека переживают его дела. Герой узнает о сносе домов, в течение многих лет находящихся в его ведомстве. Другая иллюзия - бессмертная любовь. Описывая неземные чувства, посетившие Дмитрия Ивановича на исходе лет, автор опрокидывает романтику в быт, подчеркивая примитивность и неряшливость объекта любви - жены управдома Варвары, прозванной «шкурой» за стервозный характер. На стыке высокого и низкого рождается мир, в котором на поверхность проступают ранее невидимые, иррациональные силы, подчиняющие себе человека. Любовь проходит, и герой прозревает, смиряясь перед величием неизвестного.

Неслиянность внешнего и внутреннего, эмпирического и метафизического составляет, по мысли писателя, предмет основного жизненного переживания человека. В романе «Шатуны» оно облечено в форму вечного вопроса: в чем смысл смерти? Загадка смерти для мамлеевских героев - это загадка распадения целого, разъединения души и тела. Тайну посмертного существования души - тайну «того» мира - люди пытаются постичь в формах «этого», впадая в разного рода крайности, от садомазохизма и нарциссизма до мистицизма. В романе много героев, и судьба каждого - один из вариантов земного прорыва в неизвестное. Главный герой, Федор Соннов, убивает людей (роман начинается со сцены убийства прохожего) для того, чтобы почувствовать в них духовную природу.

Как только человек исчезал, убитый им, то из предмета раздражения и загадок он постепенно превращался для Федора в'тихое, святое, хоть и непонятное существо.

Знакомая Соннова Анна мечтает о научной регистрации «метафизической» смерти, другой гость сонновской обители, поэт Геннадий Ремин пишет «трупную лирику», мальчик Петенька буквально съедает себя, чтобы телесно ощутить переход «туда». Большую роль в тексте играют диалоги героев, решающих проблему смерти. Свойственная русской литературе напряженность идейно-философских поисков частые отсылки к творчеству Достоевского) здесь сохраняется, но подается в сюрреалистически-игровом регистре, снимающем драматизм личностной одержимости идеей. В экспериментальной среде романа (« .я обычно описывал исключительных людей в исключительных обстоятельствах», - признавался Мамлеев) выделяются два плана проживания идеи: раблезиански-телесный и интеллектуально-рефлексивный. Между ними - пустота, провал, возможно потому, что мамлеевские герои нечувствительны к душевной боли. Эта нечувствительность показана как патология, обрекающая человека на самоизоляцию, на уход от реальности.

В своих произведениях Юрий Мамлеев просчитывает тупиковые ходы человеческого существования, заглядывая во внутренние бездны души.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Исторические источники «Бориса Годунова»
Ряд важнейших проблем, непосредственно связанных с историко-социальной концепцией «Бориса Годунова», не может быть осмыслен без выяснения вопроса о характере исторического материала, положенного в основу пушкинской трагедии и об интерпре ...

Философский характер притч Б. Зайцева
Б. Зайцеву тоже был близок жанр притчи. Как и другие современники, он – бытийный художник. Бытийность у него особого рода: это обращение к жизненным первоэлементам, к субстанции вселенского «тела», «признание благую самой первоосновы жиз ...

Без аналогий
Конечно, в истории бывали примеры разгрома громадных армий намного меньшими. Начиная с постоянных поражений Персии во время Греко-Персидских войн в VI–V вв. до Р.Х. И продолжая бесчисленными колониальными войнами с XVI по начало XX века. ...