Безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием безличного глагола или категории состояния с инфинитивом
Безличные предложения рассматриваемой разновидности структурно очень разнообразны и вместе с тем характеризуются общим назначением. Они всегда выражают оценку объективных условий для осуществления того действия, которое названо инфинитивом. С помощью слов категории состояния или безличных глаголов с модальным значением реальные возможности для осуществления действия характеризуются в них очень многообразно.
Могут выражаться (складывающиеся под влиянием обстоятельств):
- возможность – невозможность, желательность – нежелательность, необходимость – отсутствие необходимости действия;
Например: Я лгал; но мне не хотелось
его бесить.
М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»
- целесообразность – нецелесообразность;
Например: Какая тоска! – воскликнул Жорж. – Надо ехать
.
М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская»
- лёгкость или трудность осуществления действия;
Например: Трудно было предугадать
его дальнейшие действия.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- связанные с действием положительные или отрицатель-ные, эмоциональное или физическое состояние, об-легчающее или затрудняющее реализацию действия;
Например: Разве у стариков нет сердца, разве нет в нём уголка, где кровь кипит и клокочет? А было бы тебе хорошо
.
М.Ю. Лермонтов «Вадим»
- временные и пространственные
условия, влияющие на реализацию действия.
Например: Давно уже не слышно было
ни звона колокольчика, ни стука колёс.
М.Ю. Лермонтов «Максим Максимыч»
При употреблении дополнения содержание безличных предложений конкретизируется, но вместе с тем становится гораздо более узким: условия реализации действия оцениваются в них не вообще, а по отношению к определённому лицу, которое затрагивают описываемые события.
Для того, чтобы отличить безличные предложения от двусоставных возьмём в пример одно предложение:
Я не хотел плакать –
Мне не хотелось плакать.
Определяющей особенностью таких предложений является значение непроизвольности выражаемого действия или состояния.
Похожие статьи:
Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий)
Повести о «Смутном времени» («Новая повесть о преславном Росийском царстве», «Повесть 1606 г. », «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства», «Сказание» Авраамия Палицына, повести о кн. М. В. Скопине-Шуйском, «Послани ...
Движение мелодии и фразовые ударения
Мелодическая картина устной интерпретации баллады дополняет общее эмоциональное содержание произведения. Большинство синтагм, содержащих авторскую речь, оформлены прогредиентным движением мелодии, благодаря чему нарастает напряженность, у ...
Биография Никула Эркая. Проба пера в печатных изданиях. Начало творческого
пути
Никул Эркай (1906 – 1978 Иркай Николай Лазаревич). Родился 22 мая 1906 года в селе Курилове ныне Ромодановского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Заслуженный поэт Мордовии (1960), лауре ...