Безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием безличного глагола или категории состояния с инфинитивом
Безличные предложения рассматриваемой разновидности структурно очень разнообразны и вместе с тем характеризуются общим назначением. Они всегда выражают оценку объективных условий для осуществления того действия, которое названо инфинитивом. С помощью слов категории состояния или безличных глаголов с модальным значением реальные возможности для осуществления действия характеризуются в них очень многообразно.
Могут выражаться (складывающиеся под влиянием обстоятельств):
- возможность – невозможность, желательность – нежелательность, необходимость – отсутствие необходимости действия;
Например: Я лгал; но мне не хотелось
его бесить.
М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери»
- целесообразность – нецелесообразность;
Например: Какая тоска! – воскликнул Жорж. – Надо ехать
.
М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская»
- лёгкость или трудность осуществления действия;
Например: Трудно было предугадать
его дальнейшие действия.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- связанные с действием положительные или отрицатель-ные, эмоциональное или физическое состояние, об-легчающее или затрудняющее реализацию действия;
Например: Разве у стариков нет сердца, разве нет в нём уголка, где кровь кипит и клокочет? А было бы тебе хорошо
.
М.Ю. Лермонтов «Вадим»
- временные и пространственные
условия, влияющие на реализацию действия.
Например: Давно уже не слышно было
ни звона колокольчика, ни стука колёс.
М.Ю. Лермонтов «Максим Максимыч»
При употреблении дополнения содержание безличных предложений конкретизируется, но вместе с тем становится гораздо более узким: условия реализации действия оцениваются в них не вообще, а по отношению к определённому лицу, которое затрагивают описываемые события.
Для того, чтобы отличить безличные предложения от двусоставных возьмём в пример одно предложение:
Я не хотел плакать –
Мне не хотелось плакать.
Определяющей особенностью таких предложений является значение непроизвольности выражаемого действия или состояния.
Похожие статьи:
Добролюбов
Ученик и соратник Чернышевского Николай Александрович Добролюбов (1836— 1861) опирался в своей критике на те же революционно-демократические идеи, которые лежали в основе подхода Чернышевского к вопросам эстетики. В своих выдающихся стать ...
Анализ функционирования мотивов в стихотворениях «Берег и я», «От знаков
миг», «Лес качает вершинами», поэме «Месть»
Для того чтобы провести целостный анализ мотива в творчестве автора, нам необходимо найти этот мотив в каждом из выбранных произведений, выделить идеи, связанные с ним и выводы объединить в общее заключение.
Название стихотворения «Берег ...
Связь современной русской литературы с традициями
русской классики
Исследователями современной русской литературы неоднократно отмечалось, что одной из определяющих особенностей русской литературы конца XX века является опора на культурные тексты русской классики с одной стороны и создание своей художест ...