Разделы


Достоевский и мировая культура

Материалы » Достоевский и мировая культура

Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру так велико и имеет столь разнообразные формы, что его, в сущности, невозможно предсказать и предвидеть. Всякий раз оно появляется в новом для себя или для литературы обличье и именно там, где его меньше всего ожидают.

Раньше нам было трудно понять, почему Достоевский был столь популярен на Западе, где его творчество признавалось чуть ли не мировым сокровищем. Ради Достоевского трудились сотни переводчиков, переводили его на все языки Европы. Но все же тогда еще мы не совсем четко могли понять, почему для европейца особенно важно было знать, что рядом есть чуткая метафора Достоевского. Однако, несмотря на все это, времена советской действительности как бы скрывали от нас остроту и актуальность звучания его романов.

Оказалось, что прошло еще много лет и ужас положения Голядкина, оставшегося один на один с миром бесправия, и безвыходная агония разума Раскольникова, снова встанут во весь рост, отбрасывая тень на грядущую цивилизацию. На западе век машин наступил раньше, а вместе с ним пришли одиночество, чувство разорванной реальности. Европеец давно искал утешения для себя, он искал такого сюжета, с которым он не будет одинок. Вместе с Достоевским мировая культура нашла спасение от гнетущего бездушия механизмов и электроники. Оказалось, что для Европы проблемы, увиденные Достоевским в России, являются еще более драматическими, ведь литература Европы сама посвятила себя борьбе против общества лицемерия и безнравственности, но то, что смог выразить Достоевский, до этого еще никому, видимо, не удавалось. Если говорить о влиянии Достоевского на мировую культуру, здесь открываются еще более величественные горизонты.

В творчестве Достоевского есть несколько замечательных черт. Среди них – стремление очертить контуры общечеловеческих ценностей. И когда мы говорим, что кроме нас в мире никто не тянется за христианскими (православными) ценностями, то оказывается, что в Европе они особенно востребованы. А это значит, что Достоевский, обнаруживший глубинный психологизм человека вообще, одержал свою главную победу – стал мировым классиком. Он, практически, подал импульс к тому, чтобы еще глубже понять человека, изучить не только схемы его поведения, но и причины, по которым эти схемы приводятся в действие. В этом заключается основная сила влияния Достоевского. Острейшие проблематизм!

Но что же создал Достоевский? Достоевский создал драматический жанр романа, подготовлявшийся в течение XIX века и получивший у великого русского художника завершенную форму. Он стремился художественно доказать, что любой момент жизни поддается драматизации: если довести изображаемое явление до высокой степени интенсивности, из него выступит противоборство как бы самостоятельных начал, или сил. Умению "драматизировать" то, что для обычного взгляда кажется единым, училась у Достоевского литература XX столетия. Достоевский признал огромную жизненную важность идей, нравственных идеалов и программ, оставаясь в этом отношении близким к русскому революционному просвещению, которое в других отношениях он страстно отвергает.

Именно тот факт, что Достоевский, изучая свойства русского мышления, затронул, тем не менее, мышление мировое, привело его к мировому литературному пьедесталу!

Похожие статьи:

Творческая деятельность
М. Карим начал писать в середине тридцатых годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга стихов “Отряд тронулся”, вторая “Весенние голоса” - в 1941 году. С тех пор им опубликовано более ста поэтических и прозаических сборников, свыше дес ...

«Корион»
Фонвизин взялся за переделку пьесы Жана Грессе «Сидней». У Фонвизина комедия имеет другое название - «Корион». Корион - главный персонаж пьесы. Уединившись в деревне, он тоскует в разлуке со своей возлюбленной 3еновией и наконец хочет по ...

Проблема абсурда в романе «Посторонний»
Роман об абсурде должен быть абсурдным произведением форма которого отрицает привычные способы видения мира, ставит под сомнение устоявшиеся способы повествования. К этому и стремится Камю в работе над «Посторонним», последовательно отве ...