Маяковский сегодня
Владимир Владимирович Маяковский Большую часть своей жизни прожил в первой половине ХХ века. В эту эпоху в России был небывалый всплеск политической активности людей. В начале ХХ века появляется Государственная Дума, политические партии и фракции, между ними идет борьба за власть. В такой общественной обстановке далеко не каждый человек смог бы быть аполитичным, тем более с такой энергией, какой обладал Маяковский. Сложная политическая обстановка в сочетании с энергичностью Маяковского дала России такого гражданского и революционного поэта:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
Так Маяковский пишет о своей жажде деятельности. Он жаждал дела всю свою жизнь. Поэтому он, будучи еще гимназистом Кутаисской гимназии, увлекается марксизмом. Маяковский видит социальную несправедливость, осложненную войной и решает бороться с ней:
Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Эта тема социальной несправедливости очень актуальна для современной России. Но решение этой проблемы путем революции сегодня вряд ли возможно, так как это еще один лишний раз встряхнет и без того напряженное положение дел в стране.
В своем творчестве Маяковский придерживается теории социального (то есть общественного) заказа. Таким образом, Маяковский хочет писать и пишет стихи для народа, такие стихи, которые были бы приняты и поняты им.
Какие идеалы провозглашал в своих стихах Маяковский? Идеалы свободы, равенства, справедливости и – в конечном итоге – революции. Он говорит о необходимости перевернуть все в этом мире ради счастливого будущего:
Сегодня перестраивается миров основа
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.
Тогда эти призывы возымели действие. Но в России конца ХХ – начала ХХI веков это вряд ли произойдет. Люди знают и помнят о предательстве идей созидания в советский период российской истории и не хотят начинать революцию и гражданскую войну ради того, чтобы быть в итоге обманутыми. Но это не значит, что социалистические идеи не имеют право на существование. Они просто стали трансформироваться в сторону большей либерализации.
В последнее десятилетие в России можно видеть крайне отрицательную реакцию на творчество Маяковского. Почему так происходит? Здесь, по всей видимости, государство специально и целенаправленно проводит политику очернения Маяковского. Государству выгодно, обвинив во всех смертных грехах социализм в лице Маяковского, обрушить на него весь гнев общества, тем самым, сняв с себя ответственность за сегодняшнюю социальную несправедливость (во всем виноват социализм, а в частности Маяковский). Таким образом, очернением советского строя государственные чиновники ослабляют своих политических противников и, что самое главное, сводят к нулю вероятность сколь-нибудь серьезного сопротивления существующему сегодня порядку вещей. А очерняя социализм современное государство очерняет и унижает советскую культуру, искусство, литературу. Так на сегодня в России сложилось отрицательное отношение к Маяковскому.
Однако, чтобы в России построить что-либо новое нужно всегда до основания разрушить старое. Петр I разрушил Московскую Русь, но построил при этом Российскую Империю. Многочисленные партии разрушили Российскую Империю, создав республику. Республику смели большевики, они построили величайшую державу – Советский Союз. В 90 – ых годах был разрушен и СССР. Но на сегодняшний день еще ничего не построено. Сегодня людям тяжело расставаться с советскими идеалами. А нужно ли расставаться? Можно пересмотреть политические взгляды, изменить экономическую модель, изменить структуру общества, но можно ли предать забвению культуру целой эпохи только потому, что она существовала при другом общественно-политическом строе. Петр I и большевики делали ошибку, громя культуру предшествующей эпохи. Эти разгромы не дали ничего хорошего, скорее наоборот, они стали черным пятном на белом фоне в целом положительных преобразований. Зачем же сегодня повторять эту ошибку, унижая советскую культуру и оскорбляя людей искренне веривших в идеи социализма? В них верил Маяковский. И он не отказался бы от них в любой ситуации, так как для него поэзия в части служения Родине равносильна военной службе. И общеизвестно, что настоящий воин принимает присягу только один раз, а Маяковский по-настоящему верный своему Отечеству поэт.
Похожие статьи:
Заключение. Вклад Булата Окуджавы в литературу ХХ века.
В нормальном обществе существованием таких, как Окуджава, дорожат. Дорожат уже потому, что оглядываются, боятся: что подумает, что скажет? Дорожат, как и положено дорожить находящимся наготове чувством стыда — этим первичным признаком чел ...
Языковые средства создания гиперболы и литоты у Н.В. Гоголя
Мало кто из писателей создал такое количество «типов» как Гоголь. Они вошли в наше сознание и в историю культуры как яркое художественное обобщение отрицательных сторон человеческого характера. Плюшкин, Ноздрев, Чичиков, Хлестаков, городн ...
Адам Нарушевич
Большим мастером политической сатиры был Адам Нарушевич (1733—1796),
человек широко образованный, побывавший во Франции, Италии, Германии, занимавший одно время кафедру пиитики в Виленской академии. Наибольшей известностью пользуются его ...