Разделы


Заключение

Материалы » Мотив природных стихий в творчестве Даниила Хармса » Заключение

В творчестве Даниила Хармса четыре природные стихии расположены в определенной иерархии, в порядке возрастания: земля, вода, воздух, огонь. Человек в произведениях Д. Хармса мыслит себя как часть природного мироздания, неотрывная часть природы. Более всего человек привязан к земле, но должен стремиться к более высоким стихиям. Если его стремление не безрезультатно, то этот человек будет «награжден» вдохновением. Четыре стихии — проявления божественной силы, устройства мира.

Со стихией земли связана физическая и психологическая связанность;

Со стихией воды — очищение, воскрешение, начало, путь;

Со стихией воздуха— свобода, странствия, спокойствие, безразличие;

Со стихией огня — сила, талант, гений, непостижимость.

Невозможно выделить законы и логику художественного мира Хармса. Тем, что творчество его не поддается систематизации, автор и привлекает внимание. Авангардисты, и в том числе Хармс, стремились к тому, чтобы очистить вещь, сделать ее предельно простой, обнаружить в ней «бестелесное начало». Этот принцип отражается и в мотиве природных сил в творчестве Хармса. Автор может стихию сделать героем произведения, создать ей язык, непонятный для человека, но, вероятно, простой.

Хармс поистине был человеком незаурядным. По прошествии почти семидесяти лет после его смерти исследователи не могут расшифровать и половины того, что он написал. Хармс создавал другую реальность, которая иногда кажется гораздо реальнее, чем настоящая.

Похожие статьи:

Космогония И.Бродского
С начала 1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика Джона Донна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963). Переводы Бродс ...

Анненский как символист
Мне надо дымных туч с померкшей высоты, Круженья дымных туч, в которых нет былого, Полузакрытых глаз и музыки мечты, И музыки мечты, еще не знавшей слова . О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгор ...

Понимание счастья и смысла жизни современными подростками в сравнении с героями рассказов Б. П. Екимова
Для выяснения того, как понимают счастье и смысл жизни современные подростки, в школе №98 был проведен социологический опрос среди учащихся 7-11 классов. В опросе участвовало 118 человек, из них 7-8 классы – 47 человек, 9-11 классы – 71 ч ...