Разделы


Мысли Данте – как тема для поколений поэтов
Страница 1

Материалы » С Данте по кругам ада - жизнь и смерть в средние века » Мысли Данте – как тема для поколений поэтов

Главные мотивы «Божественной комедии» Данте являются решающим для трагических поединков, в поэме любовь ведет к гибели, но чувство человека неодолимы, страсть – неизбежна, она потребность ля нежного сердца.

Связь с этими мотивами мы видим в поэзии многих поэтов более позднего времени у А.С. Пушкина, у А. блока, у А. Ахматовой.

У Пушкина есть эта гуманистическая мысль Данте, пред­вестника Возрождения, она отзовется дальним, но отчетливым эхом в стихотворении «На холмах Грузии.-.»:

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

Пожар сердца для Данте страшен и прекрасен, для Пушки­на — неотвратим и естествен. Франческа и Паоло оказывают­ся, по Данте, невиновными. Самое страшное наказание (Каи­на) ждет их убийцу. Любовь сильнее адской кары, которая не может заставить Франческу и Паоло отречься от своих чувств, разъединить их. Ад может мучить, заставить любящих стра­дать, но не истребит их чувства. И в этой мысли Данте слы­шится победа гуманизма нового времени над средневековьем.

Пушкин любил Данте и называл его «il grand padre», план «Ада» считал гениальным.

Зорю бьют. Из рук моих

Ветхий Данте выпадает.

На устах начатый стих

Недочитанный затих — Дух далече улетает.

В 1830 г. Пушкин терцинами пишет стихотворение «В начале жизни школу помню я .», а в 1832-м в терцинах дает обоб­щенный образ Дантова ада. Это не перевод, а вариации на тему:

И дале мы пошли — и страх объял меня,

Бесенок, под себя поджав свое копыто,

Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,

И лопал на огне печеный ростовщик.

А я: «Поведай мне, что в казни сей сокрыто?»

В черновиках пушкинского романа «Евгений Онегин» оста­лись эпиграфы к III и IV главам, взятые именно из 5-й песни

«Ада»:

Ma dimmi, al tempo de dolci sospiri,

A che e come concecette

Amore Che conscesre i dubbiosi dasiri?

Дословно:

Но скажи мне, во время нежных вздохов, в чем и как допустила Любовь, что вы узнали опасные желания?

Как мы помним, роман о рыцаре Ланчелотто и его незакон­ной, но неистребимой любви помог открыться чувствам Фран-тески и Паоло. И у Пушкина искусство пробуждает чувства, открывает героям их внутреннюю, часто скрытую от собственных глаз природу. «Обольстительный обман» романов позволя­ет Татьяне не только присвоить «чужой восторг, чужую грусть», но и истинно полюбить Онегина. А в VIII главе пушкинского романа Онегин «чуть не сделался поэтом», и любовь подводит его к границе жизни: «Идет на мертвеца похожий ». Та страсть, буря чувств, которые знакомы Паоло и Франческе, эхом отра­жаются в русских героях через многие столетия, еще раз под­тверждая бессмертие поэзии Данте.

Диалоги Данте и Беатриче в последних песнях «Чистили­ща» заметно отразились в содержании VIII главы пушкинского романа. Рассмотрим содержание этих песен «Чистилища».

Эта песнь величава и драматична одновременно. Торжест­венно размышление о семи светильниках, которые, как звезды в первом небе и Большая Медведица в нижнем своде, направ­ляют людей к их призванию и приюту, открывают цепь собы­тий, важнейших для поэмы. Здесь Данте расстается с Вергили­ем, трижды в горечи повторяя имя «нежнейшего отца», здесь он встречает Беатриче, явление которой сопоставлено с восхо­дом солнца. И в этом параллелизме природного и человеческого открывается свойство гармонии: не бить в глаза, не ослеплять, но завораживать. Как солнце на восходе одето туманами и не слепит, так «живой огонь» платья Беатриче прикрыт бе­лым покрывалом, зеленым плащом. Хор ангелов в облаках цве­тов делает эту картину столь притягательной по колориту, что о ней, вероятно, вспомнил Пушкин, дав в черновиках «Евге­ния Онегина» мужу Татьяны такую фразу:

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

О тропах
Начиная от древних греков и римлян и с немногими исключениями до нашего времени определение словесной фигуры вообще не обходится без противопоставления речи простой, употребленной в собственном, естественном, первоначальном значении, и ре ...

Чиновники города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, ...

Литература XVIII в. Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»
М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская де ...