Мысли Данте – как тема для поколений поэтовСтраница 1
Главные мотивы «Божественной комедии» Данте являются решающим для трагических поединков, в поэме любовь ведет к гибели, но чувство человека неодолимы, страсть – неизбежна, она потребность ля нежного сердца.
Связь с этими мотивами мы видим в поэзии многих поэтов более позднего времени у А.С. Пушкина, у А. блока, у А. Ахматовой.
У Пушкина есть эта гуманистическая мысль Данте, предвестника Возрождения, она отзовется дальним, но отчетливым эхом в стихотворении «На холмах Грузии.-.»:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Пожар сердца для Данте страшен и прекрасен, для Пушкина — неотвратим и естествен. Франческа и Паоло оказываются, по Данте, невиновными. Самое страшное наказание (Каина) ждет их убийцу. Любовь сильнее адской кары, которая не может заставить Франческу и Паоло отречься от своих чувств, разъединить их. Ад может мучить, заставить любящих страдать, но не истребит их чувства. И в этой мысли Данте слышится победа гуманизма нового времени над средневековьем.
Пушкин любил Данте и называл его «il grand padre», план «Ада» считал гениальным.
Зорю бьют. Из рук моих
Ветхий Данте выпадает.
На устах начатый стих
Недочитанный затих — Дух далече улетает.
В 1830 г. Пушкин терцинами пишет стихотворение «В начале жизни школу помню я .», а в 1832-м в терцинах дает обобщенный образ Дантова ада. Это не перевод, а вариации на тему:
И дале мы пошли — и страх объял меня,
Бесенок, под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: «Поведай мне, что в казни сей сокрыто?»
В черновиках пушкинского романа «Евгений Онегин» остались эпиграфы к III и IV главам, взятые именно из 5-й песни
«Ада»:
Ma dimmi, al tempo de dolci sospiri,
A che e come concecette
Amore Che conscesre i dubbiosi dasiri?
Дословно:
Но скажи мне, во время нежных вздохов, в чем и как допустила Любовь, что вы узнали опасные желания?
Как мы помним, роман о рыцаре Ланчелотто и его незаконной, но неистребимой любви помог открыться чувствам Фран-тески и Паоло. И у Пушкина искусство пробуждает чувства, открывает героям их внутреннюю, часто скрытую от собственных глаз природу. «Обольстительный обман» романов позволяет Татьяне не только присвоить «чужой восторг, чужую грусть», но и истинно полюбить Онегина. А в VIII главе пушкинского романа Онегин «чуть не сделался поэтом», и любовь подводит его к границе жизни: «Идет на мертвеца похожий ». Та страсть, буря чувств, которые знакомы Паоло и Франческе, эхом отражаются в русских героях через многие столетия, еще раз подтверждая бессмертие поэзии Данте.
Диалоги Данте и Беатриче в последних песнях «Чистилища» заметно отразились в содержании VIII главы пушкинского романа. Рассмотрим содержание этих песен «Чистилища».
Эта песнь величава и драматична одновременно. Торжественно размышление о семи светильниках, которые, как звезды в первом небе и Большая Медведица в нижнем своде, направляют людей к их призванию и приюту, открывают цепь событий, важнейших для поэмы. Здесь Данте расстается с Вергилием, трижды в горечи повторяя имя «нежнейшего отца», здесь он встречает Беатриче, явление которой сопоставлено с восходом солнца. И в этом параллелизме природного и человеческого открывается свойство гармонии: не бить в глаза, не ослеплять, но завораживать. Как солнце на восходе одето туманами и не слепит, так «живой огонь» платья Беатриче прикрыт белым покрывалом, зеленым плащом. Хор ангелов в облаках цветов делает эту картину столь притягательной по колориту, что о ней, вероятно, вспомнил Пушкин, дав в черновиках «Евгения Онегина» мужу Татьяны такую фразу:
Похожие статьи:
Из очерка В.Г. Короленко "ДОМ №13"
«Мне хочется все-таки поделиться с читателем хоть бледным отражением этого ужаса, которым пахнуло на меня от моего короткого пребывания в Кишиневе, спустя два месяца после погрома. Для этого я попытаюсь восстановить, по возможности точно ...
Жанровые и художественные особенности
Подавляющее большинство сочинений Хиркати посвящено теме любви. Основное содержание этой темы - человеческая любовь, доставляющая влюбленному не только отраду, усладу, блаженство, но и, как это не парадоксально, страдание, душевные муки. ...
Шекспировские традиции в создании образов
Создание характера – не самоцель поэзии, а средство раскрытия жизненных идей. Главное, во имя чего создается произведение искусства,- тот жизненный идеал, который оно утверждает, которым потрясает людей, приводя их к нравственному очищен ...