Разделы


Заключение

Материалы » Роль Кёнигсберга в творческом становлении Гофмана » Заключение

К концу XVIII века зажглась одна из самых ярких звезд на литературном небосводе Восточной Пруссии, осветив своим фантастическим светом мировую литературу.

В 1776 году в Кенигсберге на Французской улице родился мальчик, ставший впоследствии замечательным писателем-романтиком, композитором и художником. Учился в городской Россгартенской реформаторской школе, был студентом Альберины, слушал лекции Канта. Став юристом, Гофман работал следователем, а после женитьбы в 1798 году покинул родину.

Уже в юности Гофман увлекся живописью, графикой и музыкой; но наибольшая слава его ждала на литературном поприще.

Он создал множество произведений, которые вошли в фонд мировой классики. Некоторые даже получили свое воплощение на сцене – например, замечательный балет Чайковского «Щелкунчик».

Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов «Фантазии в манере Калло» (Fantasiestücke in Callots Manier, 1814–1815), «Ночные рассказы в манере Калло» (Nachtstücke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и «Серапионовы братья» (Die Serapionsbrüder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела «Необыкновенные страдания одного директора театров» (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – «Эликсир дьявола» (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и «Житейские воззрения кота Мура» (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка «Золотой горшок» (Die Goldene Topf), готическая повесть «Майорат» (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, «Мадемуазель де Скюдери» (Das Fräulein von Scudéry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов.

Мистический ужас и фантасмагорические видения, реальность, перетекающая в фантастику и фантастика, похожая на реальность – такова суть сказок Гофмана, до сих пор покоряющих читателей своей магией.

И при этом Гофман, с детства возненавидевший бюргерскую косность и ограниченность, стеснявших его свободолюбивый дух, даже в сказках протестовал против них и высмеивал недостатки общества. Так появились такие произведения, как «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер».

И так как человеческие глупость, жадность, подлость – пороки и нынешнего общества, не удивительно, что эти произведения близки современному читателю. Например, имя Крошка Цахес стало нарицательным.

С другой стороны, у человека никогда не пропадет тяга к доброму и прекрасному. Поэтому не могут забыться и такие светлые сказки, как рождественская история «Щелкунчик».

Наконец, человеку присущ интерес к мистике, тайне и магии. Следовательно, ему всегда, независимо от времени, будут интересны произведения великого писателя Восточной Пруссии, Германии и всего мира Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

И, естественно, интерес к произведениям Гофмана не угасает и в городе, в котором он родился.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]

_ Эрнст Теодор Амадей Гофман. Жизнь и творчество: Письма, высказывания, документы. М., 1987.

[2] Гофман Э. Т. А. Щелкунчик или крысиный король. М., 1980.

[3] Гофман Э. Т. А. Крошка Цахес по прозвищу Циннобер. // Избранное. К., 1994.

[4] Гофман Э. Т. А. Кенигсбергские страницы жизни. // Избранное. К., 1994. С. 5 – 22.

[5] Там же. С. 11 – 19.

[6] Эрнст Теодор Амадей Гофман. Жизнь и творчество: Письма, высказывания, документы. М., 1987. С. 30.

[7] Гофман Э. Т. А. Кенигсбергские страницы жизни. // Избранное. К., 1994. С. 15 – 22.

[8] Восточная Пруссия: С древнейших времен до конца второй мировой войны. Калининград, 1996. С. 298 – 299.

[9] Цит. По: Чавчанидзе Д. Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана // Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок и другие истории. М., 1981. С. 5.

[10] Там же. С. 6.

[11] Там же. С. 7 – 8.

[12] Эрнст Теодор Амадей Гофман. Жизнь и творчество: Письма, высказывания, документы. М., 1987. С. 55 – 74.

[13] Там же. С. 84 – 88.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Похожие статьи:

Зарубежная литература - полный обзор
Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот счёт существуют разные точки зрения. Вероятно, поэмы складывались многими народными певцами на протяжении несколь ...

Поэзия II половины XX в. Основные темы лирики поэта Б. Окуджавы
Творчество Булата Окуджавы представляет направление эмоционально-созерцательной поэзии, опирающейся на собственно лирическое начало. Лирику Б. Окуджавы безусловно, можно отнести к лирико-романтической традиции. Внимательный, чуткий взор ...

Образ Хлестакова в системе комических героев Н.В. Гоголя. Художественные приемы, способствующие типизации образа Хлестакова в комедии "Ревизор"
Среди различных характеристик художественного образа главным свойством этого литературоведческого понятия является соединение индивидуального, с одной стороны, и общего, характерного, симптоматичного для целого ряда людей с другой [Абрамо ...