Разделы


М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889)
Страница 2

Материалы » Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и Ф.М. Достоевского » М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889)

Итоговым произведением писателя принято считать "Сказки". Над этой книгой Щедрин работал в 1882—1886 гг. В ней нашли отражение все главные сатирические темы его творчества. В основе сатирической фантазии "Сказок" лежат народные сказки о животных. Щедрин не только заимствует в фольклоре готовые образы, но и развивает заложенное в них сатирическое начало. Как к испытанному средству прибегает он к эзоповскому языку. Все сказки можно условно разделить на четыре группы: сатира на правящие круги, сатира на либеральных интеллигентов, сказки о народе и сказки, обличающие эгоистическую мораль.

К первой группе относятся сказки "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках "Карась-идеалист" и "Самоотверженный заяц".

Горькой иронией пронизаны "Коняга" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". В "Повести" мужик предстает как первоисточник и основа жизни. Он находчив, трудолюбив, ловок, но в то же время привык к повиновению. Гротескным становится образ мужика, вьющего веревку, которой генералы привязывают его, чтобы не сбежал.

В "Сказках" Щедрина звучит сочувствие к бесправному и страдающему народу и вместе с тем осуждение его покорности, гражданской пассивности и политической наивности.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

История, эволюция и основные характеристики дневникового жанра
Личный дневник как социокультурный феномен родился, наверное, вместе с письменностью, если не раньше. Мир сохранил много дневников, написанных на разные темы и с разными целями. Некоторые из них стали свидетелями не только частных событий ...

Морфологические особенности текста
В старославянском языке имелись определенные особенности морфологии, что находило своё отражение на уровне всех частей речи. Наибольшие отличия в сравнении с современным русским языком коснулись глагола, местоимения и прилагательного. Эти ...

Особенности рифмы в балладе "Рыбак"
Вся баллада И.В. Гете "Рыбак" построена на перекрестной рифме, т.е. первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с четвертой, например, первую строфу можно представить схемой: Das Wasser rauscht', das Wasser schwoll,a Ein Fis ...