Разделы


Заключение

Материалы » М.М. Пришвин и Смоленщина » Заключение

«Пришвин - один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задумчивостью русская литература. Этот учитель - русский народ .

Судьба творчеств Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) довольно сложна. С одной стороны, многие произведения давно и широко известны и пользуются безусловным признанием читателей. С другой стороны, большая часть его литературного наследия была опубликована вдовой писателя В.Д. Пришвиной уже после его кончины, а публикация многолетнего дневника писателя в полном объёме начинается только в настоящее время. Сам же Пришвин, который одним до сих пор понимается как «певец природы», другим как философ, писал современно другом «Всё больше и больше овладевает мною мысль о каком-то хорошем месте моем в будущем сознании людей .» Кажется, он имеет в виду не только писательство, но и жизнь свою - соединяет и то и другое в неразделимое целое. Пришвин пытается осуществить в своей жизни и выразить в своём слове идею преображения бытия творчеством, идею обретения человеком той подлинной свободы личности, которую никто не может у него отнять. Практически осуществляя эту идею в жизнь, он одновременно пытался осознать те нравственные законы, которые ведут в свободе и творчеству.

Его судьба, его личность и написанные им книги вызывали от восхищения до полного неприятия. О нем писал Бахтин, его высоко ставил Казаков, Виктор Боков, очень ценил его Кожинов, говоривший о наступающем времени Пришвина. Резко отзывались о нем Платонов, Соколов-Микитов, Твардовский.

Недооцененный за редким исключением своими современниками, он верил и рассчитывал на понимание и любовь потомков, которые будут жить в ином, просветленном и преображенном мире, и не столь велика его личная вина, что история России пошла путем, не совпавшим с его предвидением, и птиц распугали все-таки зря.

В сегодняшней противоречивой ситуации духовный опыт Пришвина по-прежнему интересен. Колорит воспоминания придает сама его выразительная фигура, подлинная оригинальность его личностного опыта и писательской биографии. Свидетельства мемуаристов, современников Пришвина насыщены богатейшим фактическим материалом, воссоздающим тернистые пути его творческих поисков. Среди авторов сборника - П. Капица, А. Ухтомский, Ремизов и многие известные писатели, близкие и друзья Пришвина.

Незаурядная личность, самобытный талант, его целеустремлённость, поиск своего «Я» и развитие своего художественного таланта, писательского дарования - человек достойнейший подражания.

Народный учитель и агроном, географ - краевед и этнограф, опытнейший охотник, постигший тонкие профессиональные тайны искусства зверовода и ботаника, и прежде всего - замечательный художник слова, пытливо вглядывающийся в изменяющийся лик своей Родины - таким я представляю М.М. Пришвина.

Главный предмет изображения в произведениях М. Пришвина - отношение человека к природе. Произведения учат не только восхищаться красотой окружающего мира, но и утверждать её всюду и во всём, начиная с отношения к природе, труду, искусству и кончая поведением в быту, личной жизни, семье. В этом, прежде всего, заключается сила идейно-эстетического воздействия творений М. Пришвина на нашего современника, их значения для формирования нравственного и духовного облика каждого человека. Видеть природу и понимать её, охранять и приумножать её богатства, уметь трудится и любить свой труд - вот что привлекает меня в произведениях самобытного художника слова.

А читателей у него очень много. Выходят и моментально раскупаются его книги, его помнят в родном Ельце, в Тюмени, где он учился, в Карелии, по которой путешествовал, и не зарастает тропа к его дому в Дунине, где он жил последние годы.

Похожие статьи:

Гоголевские «корни» в творчестве Булгакова
Обратимся непосредственно к булгаковскому творчеству и попытаемся выявить те элементы поэтики, стиля, языка, которые М.А.Булгаков заимствовал у своего учителя, то есть то, что мы назвали гоголевскими «корнями». Первые же из известных нам ...

Писарев
Третий выдающийся критик той эпохи—Дмитрий Иванович Писарев (1840— 1868) по своему общему уровню стоял значительно ниже Добролюбова и Чернышевского. Его критические статьи появились в основном после 1863 г., когда общественный подъем конц ...

Средства создания комического
Языковая игра, как и комическое в целом, - это отступление от нормы, нечто необычное. Языковая игра позволяет четче определить норму и отметить многие особенности русского языка, которые могли бы остаться незамеченными. Языковая игра осно ...