Заключение
«Пришвин - один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задумчивостью русская литература. Этот учитель - русский народ .
Судьба творчеств Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) довольно сложна. С одной стороны, многие произведения давно и широко известны и пользуются безусловным признанием читателей. С другой стороны, большая часть его литературного наследия была опубликована вдовой писателя В.Д. Пришвиной уже после его кончины, а публикация многолетнего дневника писателя в полном объёме начинается только в настоящее время. Сам же Пришвин, который одним до сих пор понимается как «певец природы», другим как философ, писал современно другом «Всё больше и больше овладевает мною мысль о каком-то хорошем месте моем в будущем сознании людей .» Кажется, он имеет в виду не только писательство, но и жизнь свою - соединяет и то и другое в неразделимое целое. Пришвин пытается осуществить в своей жизни и выразить в своём слове идею преображения бытия творчеством, идею обретения человеком той подлинной свободы личности, которую никто не может у него отнять. Практически осуществляя эту идею в жизнь, он одновременно пытался осознать те нравственные законы, которые ведут в свободе и творчеству.
Его судьба, его личность и написанные им книги вызывали от восхищения до полного неприятия. О нем писал Бахтин, его высоко ставил Казаков, Виктор Боков, очень ценил его Кожинов, говоривший о наступающем времени Пришвина. Резко отзывались о нем Платонов, Соколов-Микитов, Твардовский.
Недооцененный за редким исключением своими современниками, он верил и рассчитывал на понимание и любовь потомков, которые будут жить в ином, просветленном и преображенном мире, и не столь велика его личная вина, что история России пошла путем, не совпавшим с его предвидением, и птиц распугали все-таки зря.
В сегодняшней противоречивой ситуации духовный опыт Пришвина по-прежнему интересен. Колорит воспоминания придает сама его выразительная фигура, подлинная оригинальность его личностного опыта и писательской биографии. Свидетельства мемуаристов, современников Пришвина насыщены богатейшим фактическим материалом, воссоздающим тернистые пути его творческих поисков. Среди авторов сборника - П. Капица, А. Ухтомский, Ремизов и многие известные писатели, близкие и друзья Пришвина.
Незаурядная личность, самобытный талант, его целеустремлённость, поиск своего «Я» и развитие своего художественного таланта, писательского дарования - человек достойнейший подражания.
Народный учитель и агроном, географ - краевед и этнограф, опытнейший охотник, постигший тонкие профессиональные тайны искусства зверовода и ботаника, и прежде всего - замечательный художник слова, пытливо вглядывающийся в изменяющийся лик своей Родины - таким я представляю М.М. Пришвина.
Главный предмет изображения в произведениях М. Пришвина - отношение человека к природе. Произведения учат не только восхищаться красотой окружающего мира, но и утверждать её всюду и во всём, начиная с отношения к природе, труду, искусству и кончая поведением в быту, личной жизни, семье. В этом, прежде всего, заключается сила идейно-эстетического воздействия творений М. Пришвина на нашего современника, их значения для формирования нравственного и духовного облика каждого человека. Видеть природу и понимать её, охранять и приумножать её богатства, уметь трудится и любить свой труд - вот что привлекает меня в произведениях самобытного художника слова.
А читателей у него очень много. Выходят и моментально раскупаются его книги, его помнят в родном Ельце, в Тюмени, где он учился, в Карелии, по которой путешествовал, и не зарастает тропа к его дому в Дунине, где он жил последние годы.
Похожие статьи:
Дореволюционная Москва. Иван Бунин
Родился 10 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей старинной дворянской семье. Имя Бунина у дореволюционных читателей всегда связывалось с темой вымирающих дворянских гнезд.
Когда Бунину исполнилось три года, семье пришлось переехать в ...
Кризис итальянской культуры
Раздробленная, зависимая от других государств, Италия погрязала в болоте феодализма. Естественно, что лучшие умы парода думали и о социальных реформах и о национальном объединении. Антифеодальное, просветительское движение в Италии не дал ...
«Отцы и дети»
Конфликт Тургенева с «Современником» тогда же приобрел широкую огласку. «Современник» в редакционном объявлении сообщил, что Тургенев не сотрудничает больше в журнале по причине несоответствия его взглядов взглядам редакции. Естественно, ...