Разделы


III.
Страница 2

Материалы » Особенности сюжета в романе Антуана де Сент-Экзюпери “Южный почтовый” » III.

Поэтичность как черта стиля, придает неповторимое эмоциональное звучание повествованию. Сент-Экзюпери заключает свои мысли в поэтические образы, воздействуя одновременно на мышление и на художественное воображение читателя. Сент-Экзюпери — писатель жизнеутверждающий. Он смотрел на мир глазами нравственно здорового человека, умел увидеть его красоту, романтически восторженно изображал созидательные силы жизни. Поэтичность, как черта стиля, свойственна не только словесной ткани, но и синтаксическому строю. Она проявляется в своеобразном характере метафор, в сказочных образах, олицетворяющих силы природы и необычность труда покорителей воздушного пространства — пилотов в романтических образах водной стихии, передающих необъятность и неисчерпаемую подвижность внешнего мира; в использовании поэтических фигур синтаксиса, особенно различных видов повтора; в прозрачной ритмичности повествовательного движения; в задушевной лиричности интонации недосказанности.

Действенность является следствием влияния на мировоззрение и мировосприятие писателя, его ремесла пилота. Она воплощена в композиции, где центром сюжета является действие — полет, которое совмещается с внутренним действием — неустанной, динамической работой мысли, памяти, образных ассоциаций; в построении авторских монологов; в установке синтаксического построения на наибольшее воздействие на воображение и мысль читателя; во внутреннем движении насыщенной глаголами фразы, передающей неустанную подвижность и изменчивость мира, живую пульсацию созидательной мысли автора.

В стиле произведений, полагает Волошина Л.Б., Сент-Экзюпери нашли преломление художественные традиции классической французской литературы. Его проза вобрала в себя стройную отточенность синтаксического построения свойственную стилю Паскаля. Романтическая приподнятость и поэтичность роднит Сент-Экзюпери с Гюго и Ролланом. Свойства его метафорических образов, сближающих очень отдаленные по смыслу понятия, напоминают стилистическую манеру Бодлера и Рембо. Жизнеутверждающий тон повествования Сент-Экзюпери противоположен мрачным краскам Камю, Сартра, Мориака писатель-гуманист, подобно Арагону, соединяет проникновенный лиризм с романтической патетикой, повествуя о героических началах жизни.

Сент-Экзюпери всегда умел находить самую короткую дорогу от образа или мысли к слову, передать все тона и полутона настроения. Этот писатель поражает не изощренным сопоставлением образов и метафор, а, прежде всего, их меткостью. Каждый образ, каждая ситуация в его прозе многозначны; одновременно с внешним описанием Сент-Экзюпери незаметно оттеняет настроение, передает процесс душевного напряжения, эмоциональную гамму. И секрет тут не в количестве слов, а в восхитительном лаконизме и умении точно передать настроение. Вспомним здесь хотя бы так трогающее своим печальным покоем описание дома, где умирает Женевьева. Вспомним также визит к старым профессорам, где так тонко обыгран контраст между замкнутым миром старых людей и миром юношеских конфликтов и приключений.

Критик Анна Буковская пишет, что этой книгой и исчерпывается проблема бунта и бегства в творчестве Сент-Экзюпери. "Ночной полет" развивает позитивные идеи первой книги писателя, а тревоги станут уже далеким эхом навязчивых идей, о которых шла речь в "Южном почтовом". Романтический Бернис уступит место героям классической драмы любви и долга в современной версии театра Корнеля. Бернис поддался разъедающей лихорадке века, но Ривьер и Фабьен будут сражаться уже до конца. И с этого момента Сент-Экзюпери становится писателем, последовательно идущим против укреплявшихся в современной ему литературе нигилистических тенденций, против упадочных и все подвергающих сомнению настроений.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Космогония И.Бродского
С начала 1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика Джона Донна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963). Переводы Бродс ...

Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Ярким образом инфернальной женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, для которой нет жизненных правил, нет жизненных границ, нет общественных правил. Её жизнь сопровождается желтым цветом. Человек ...

Деньги как реалии жизни в романе А. И. Гончарова "Обыкновенная история"
Нечистая сила, сундуки с золотом, безумная страсть к накоплению, безжалостные ростовщики — все эти мотивы, закрепившись в литературе, со временем теряли свою новизну и уже не могли не восприниматься как условные. Неизбежно должно было про ...