Двусоставные и односоставные предложенияСтраница 1
В древнерусском языке существовало деление простых предложений на односоставные и двусоставные. Наиболее распространенными для древнерусского синтаксиса являются двусоставные предложения. Это значит такие предложения, которые имеют состав подлежащего и сказуемого (иде Володимер к ляхом; и посла к нему царица; людие с радостию идяху креститис; разболишася у Володимера очи; восташа кривичи и словяне).
К числу односоставных относятся предложения определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные и номинативные.
В древнерусском определенно-личных предложениях при сказуемом, выраженном формами 1-го и 2-го лица глаголов изъявительного наклонения и формой 2-го лица глаголов повелительного наклонения, отсутствовало подлежащее: хощю понятии дщер твою жену собе; не хощю розути робичища; аще убию брата своего; приведу к тобе Ярополка.
В неопределенно-личных предложениях подлежащее отсутствовало, а главный член был выражен формой глагола 3-го лица ед. ч.: и реша сами в собе; послаша зо море ко варягом.
На базе определенно-личных и неопределенно-личных конструкций сформировался тип обобщенно-личных предложений с глаголом-сказуемым в формах 1-го, 2-го, 3-го лица ед. и мн. числа. Обобщенно-личные предложения занимают главное место в составе пословиц: прослави бога истинъного.
В безличных предложениях главные члены не указывают на действующее лицо. В них нет специального выразителя действующего лица – подлежащего, а сказуемое также не говорит о лице речи. Действие или состояние рассматриваются как отвлеченные, существующие сами по себе. По способу выражения главного члена безличные предложения можно разделить на группы: безличные предложения с безличными глаголами и личными с безличным значением в роли главного слова; предложения с отрицанием при глаголах бытия, наличия и др. со словами НЕСТЬ, НЕТУ (ТЬ): в этих предложениях отрицается наличие субъекта, который указывается формой родительного падежа, выступая в форме дополнения (и не бя в них правды). Древними являются предложения с одним обязательным членом, который указывает на явления природы (Бяле вякше от дыма).
Распространены были предложения с главным членом, выраженным: А) безлично-предикативным словом со связкой или в бессвязочной конструкции (и бя не празна; от прежнего корень ибо плод золъ бываетъ);
Б) отрицательным местоимением или наречием и инфинитивом (не дасть никому вънити);
В) страдательным причастием (основана бысть церкви Печерская; священна бысть церкви святая София).
В древнерусском синтаксисе были известны и инфинитивные предложения. Обычным структурным элементом инфинитивных безличных предложений является дополнение со значением косвенного субъекта, выраженное дательным падежом существительного или местоимения (самих имене их разграби. Инфинитивные предложения употребляются в основном с однотипными модальными значениями: поискать князя собе; роздать грады мужемъ своим.
Отличительной особенностью номинативных предложений является то, что в них главный член выражен существительным в И.п. В таких предложениях утверждается наличие, существование чего-либо: гости есмо угорския; а се есть сынъ Люриковъ Игор; земля наша добра и велика есть, изобилъна всимъ; в него воевода Олег).
Таким образом, как и в современном русском языке, в древнерусском языке простые предложения делились на двусоставные и односоставные. Односоставные, в свою очередь, имели свои подтипы: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные и номинативные.
Похожие статьи:
Концепция абсурдности в пьесе «Калигула».
Римский самодержавец Калигула из одноимённой трагедии открывает для себя мучительные истины относительно человеческой жизни.
Калигула, как он рисуется в этой пьесе, вовсе не злодей с колыбели. Кровавым безумцем благовоспитанного и незл ...
Основные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказках
«Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».
Одним из самых древних примеров сатирической типизации является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков.
«Уподобление – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения. Если ...
Изменение темпа речи и тембра голоса
При анализе устного текста баллады очевидно, что темп произведения не константен, он находится в постоянном изменении. Так, первой строфе, содержащей авторский текст и вводящей читателя в ситуацию, соответствует медленный темп, в то время ...