Разделы


Грустные дни расставанья.
Страница 1

Материалы » Лицейские годы и их отражение в творчестве А.С. Пушкина » Грустные дни расставанья.

Благодаря лицейской свободе, Пушкин и его товарищи близко сошлись с офицерами лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Это было не совсем подходящее общество для 17-ти-летних «студентов», и вакхическая поэзия Пушкина именно здесь могла перейти из области мечтаний в действительность, но не следует забывать, что среди лейб-гусар Пушкин встретил одного из самых просвещенных людей, П. Я. Чадаева, который имел на него сильное и благотворное влияние в смысле выработки убеждений и характера, да и прославившийся своими проказами и «скифскою жаждою». П. Н. Каверин учился в геттингенском университете, и не даром же Пушкин видел в нем живое доказательство того,

Что резвых шалостей под легким покрывалом

И ум возвышенный и сердце можно скрыть.

В октябре 1815 года образовалось литературное общество "Арзамас

" и просуществовало оно до конца 1817 года.

Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники "Беседы" но и не сторонники "Арзамаса". Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гредич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с "Беседой" Пушкин разделял все симпатии и антипатии "Арзамаса".

Дружеские отношения с лейб-гусарами и свежая память о войнах 1812 —15 гг. заставили и Пушкина перед окончанием курса мечтать о блестящем мундире, но отец, ссылаясь на недостаток средств, согласился только на поступление его в гвардейскую пехоту, а дядя убеждал предпочесть службу гражданскую. Александр, по-видимому, без особой борьбы и неудовольствия, отказался от своей мечты и в стихах стал подсмеиваться над необходимостью «красиво мерзнуть на параде». Его гораздо более прельщала надежда «погребать покойную академию и Беседу губителей российского слова, он рвался в бой, но в бой литературный. По родственным и дружеским связям, а еще более по личному чувству и убеждению он был всецело на стороне последователей Карамзина в Жуковского и вообще всего нового и смелого в поэзии. Еще на лицейской скамье он был пылким «арзамасцем», в самых ранних стихотворениях воевал с «Беседой» и с Шаховским, и на них впервые оттачивал свое остроумие. «Арзамас» оценил его талант и рвение и считал его заранее своим действительным членом. На публичном выпускном экзамене Пушкин читал свое написанное по обязанности, но местами глубоко искреннее стихотворение «Безветрие». 9 июня 1817 г. государь явился в Лицей, сказал молодым людям речь и наградил их всех жалованьем. Пушкин, как окончивший по 2-му разряду получил 700 рублей.

Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: "На выпуск молодого Пушкина смотрели члены "Арзамаса" как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия, особенно Жуковский, восприемник его в "Арзамасе казался, счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре".

Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, девятнадцатое октября. Пушкин посвятил этим годам не мало стихотворений.

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли…

Все это наполняло душу Пушкина светлым, радостным чувством, которое не угасало и через годы. Вспоминая свою лицейскую юность, он писал:

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Летом 1817 года восемнадцатилетним юношей Пушкин окончил Лицей. Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его школьные годы. Прощай, скромная комнатка №14 на четвертом этаже, где он готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным! Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где так было хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!

В последний раз лицеисты, расстегнув воротники тесных мундиров, соединив руки, шеренгой прошли по старинным аллеям парка, прощаясь с любимыми с детства местами. Юношескими голосами пели они песню расставанья, сочиненную Дельвигом: «Семь лет промчались, как мечтанье» пели под аккомпанемент гитары всеобщего любимца – Миши Яковлева. Задумчивый, присмиревший Пушкин подпевал им вполголоса.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Концепция абсурдности в пьесе «Калигула».
Римский самодержавец Калигула из одноимённой трагедии открывает для себя мучительные истины относительно человеческой жизни. Калигула, как он рисуется в этой пьесе, вовсе не злодей с колыбели. Кровавым безумцем благовоспитанного и незл ...

Библейские мотивы в притчах И. Бунина
В 1892 – 1898 году И. Бунин создает притчу «Перевал». Перевал – это место отдыха путника. Главным героем как раз и является путник, который никак не может дойти до перевала. «Скоро перевал, - говорил я себе. – Скоро я буду в затишье, за г ...

Образы животных в лирике С. Есенина.
Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может сверша ...