Разделы


Топтыгину 3-му

Материалы » Особенности сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина на примере сказок » Топтыгину 3-му

«… резолюция Топтыгину 3-му: пускай изворачивается!»

В разг. речи переносно извернуться – ловко выйти из затруднения

«Дело-то выходит бросовое! – сказал он (Топтыгин) себе, прочитав резолюцию Льва – Мало напакостишь – поднимут на смех… много на рогатину

В прост. бросовый – негодный, очень низкого качества.

В разг. речи пакость – гадкий поступок с целью навредить кому-нибудь

В разг. речи поднимут – переносное значение пробудить к активным действиям.

«… на все его… докуки осёл отвечает… с загадочностью».

В разг. речи докука – надоедливая просьба, а так же скучное, надоедливое дело

«…юркнул в берлогу, засунул лапу в хайло и залёг»

В прост. хайло бран. – горло, глотка.

«Даже у белки, и у той нынче права!»

В разг. речи нынче – сегодня

«У них – права, а у него, вишь, обязанности!… он задрать никого не смеет!»

В прост. вишь – (частица) выражает удивление, недоверие.

В прост. драть – убивать, растерзывая.

«В указанные часы майор просыпался, выходил из берлоги и жрал».

В прост. жрать – есть жадно.

Итак, творческий опыт Салтыкова-Щедрина свидетельствует о том, что просторечие и разговорная лексика помогала плодотворности писателя. Великий сатирик часто черпал синонимы из народной речи и обогащал этим свои произведения.

Похожие статьи:

Другие русские
Уже подойдя к Москве, нацисты встретились с войсками Третьего стратегического эшелона. Уже под Москвой, в ноябре 1941 года, они «обнаружили» 40 новых дивизий с Урала и из Сибири. Против них стояло ополчение Москвы — порядка 160 тыс. чел. ...

Способы создания образов персонажей в художественной литературе
В данной главе будут рассмотрены основные способы создания характеров и персонажей и конфликтов в художественной литературе. Известный романист и филолог Джеймс Н. Фрэй в своей научной книге "Как написать гениальный роман" гово ...

Второй том «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями»
После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем ...