Разделы


Топтыгину 3-му

Материалы » Особенности сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина на примере сказок » Топтыгину 3-му

«… резолюция Топтыгину 3-му: пускай изворачивается!»

В разг. речи переносно извернуться – ловко выйти из затруднения

«Дело-то выходит бросовое! – сказал он (Топтыгин) себе, прочитав резолюцию Льва – Мало напакостишь – поднимут на смех… много на рогатину

В прост. бросовый – негодный, очень низкого качества.

В разг. речи пакость – гадкий поступок с целью навредить кому-нибудь

В разг. речи поднимут – переносное значение пробудить к активным действиям.

«… на все его… докуки осёл отвечает… с загадочностью».

В разг. речи докука – надоедливая просьба, а так же скучное, надоедливое дело

«…юркнул в берлогу, засунул лапу в хайло и залёг»

В прост. хайло бран. – горло, глотка.

«Даже у белки, и у той нынче права!»

В разг. речи нынче – сегодня

«У них – права, а у него, вишь, обязанности!… он задрать никого не смеет!»

В прост. вишь – (частица) выражает удивление, недоверие.

В прост. драть – убивать, растерзывая.

«В указанные часы майор просыпался, выходил из берлоги и жрал».

В прост. жрать – есть жадно.

Итак, творческий опыт Салтыкова-Щедрина свидетельствует о том, что просторечие и разговорная лексика помогала плодотворности писателя. Великий сатирик часто черпал синонимы из народной речи и обогащал этим свои произведения.

Похожие статьи:

«Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»
Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана». «В балладе, – по словам Белинского, – поэт берет какое‑нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом род ...

Адам Нарушевич
Большим мастером политической сатиры был Адам Нарушевич (1733—1796), человек широко образованный, побывавший во Франции, Италии, Германии, занимавший одно время кафедру пиитики в Виленской академии. Наибольшей известностью пользуются его ...

Эволюция агиографической литературы
Процесс "обмирщения" древнерусской литературы сказался в трансформации такого устойчивого жанра, как житие. Его каноны, прочно закрепленные макарьевскими "Четьими-Минеями", разрушаются вторжением бытовых реалий, фолькл ...