Разделы


Топтыгину 3-му

Материалы » Особенности сатиры и юмора Салтыкова-Щедрина на примере сказок » Топтыгину 3-му

«… резолюция Топтыгину 3-му: пускай изворачивается!»

В разг. речи переносно извернуться – ловко выйти из затруднения

«Дело-то выходит бросовое! – сказал он (Топтыгин) себе, прочитав резолюцию Льва – Мало напакостишь – поднимут на смех… много на рогатину

В прост. бросовый – негодный, очень низкого качества.

В разг. речи пакость – гадкий поступок с целью навредить кому-нибудь

В разг. речи поднимут – переносное значение пробудить к активным действиям.

«… на все его… докуки осёл отвечает… с загадочностью».

В разг. речи докука – надоедливая просьба, а так же скучное, надоедливое дело

«…юркнул в берлогу, засунул лапу в хайло и залёг»

В прост. хайло бран. – горло, глотка.

«Даже у белки, и у той нынче права!»

В разг. речи нынче – сегодня

«У них – права, а у него, вишь, обязанности!… он задрать никого не смеет!»

В прост. вишь – (частица) выражает удивление, недоверие.

В прост. драть – убивать, растерзывая.

«В указанные часы майор просыпался, выходил из берлоги и жрал».

В прост. жрать – есть жадно.

Итак, творческий опыт Салтыкова-Щедрина свидетельствует о том, что просторечие и разговорная лексика помогала плодотворности писателя. Великий сатирик часто черпал синонимы из народной речи и обогащал этим свои произведения.

Похожие статьи:

Притча как литературоведческая проблема
Притча относится к очень древним жанрам. Но несмотря на древность изучено это явление явно недостаточно. Вопрос об определении понятия предоставляется всё еще открытым. Проблема притчи осмысляется Т. Давыдовой и В. Прониным, Н.Л. Мусхели ...

Сложное предложение в древнерусском языке
Постепенно в древнерусском языке создается и оформляется новая синтаксическая единица – сложное предложение. Оно состоит из двух или нескольких простых предложений, составляющих неразрывное единство в грамматическом и смысловом отношениях ...

Образ Пимена
Представление о Пимене неотделимо от монастырской кельи – это как раз и есть те обстоятельства, в которых раскрывается характер героя. Поэт подчеркивал непроницаемость для окружающих духовного мира Пимена, недоступность его пониманию и ю ...