Разделы


Советская Москва 1920 – 30-х гг.. Сергей Есенин

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Советская Москва 1920 – 30-х гг.. Сергей Есенин

Прошло более ста лет с тех пор, как в рязанском селе, в простой крестьянской семье родился гениальный мальчик. Ему удалось создать уникальную поэтическую систему, емкую, гибкую, способные выразить тончайшие нюансы духовной жизни – «все, что душу облекает в плоть». Для этого мало ума и таланта. Нужна еще и отзывчивость – чуткость ко всему новому – в житейском укладе, в искусстве, а главное, в самом воздухе трагического времени.

Сергей Есенин прибыл из рязанского захолустья в Москву не для того только, чтобы удивить отставную в то время столицу своим явлением. Переехал, как и многие получившие образование крестьянские дети, на заработки, ибо «пропасть в глуши» и тянуть лямку наставника деревенской школы грамоты при искреннем сочувствии к «забитому» и «от света гонимому народу» решительно отказался.

Сменив несколько явно не подходящих ему профессий (конторщик в мясной лавке, экспедитор в издательстве «Культура»), новоиспеченный москвич довольно быстро нашел приличную работу – устроился помощником корректора в типографию Сытинского издательского товарищества. Там познакомился с порядочной и славной Анной Романовной Изрядновой, сблизился с ней, по примеру ее и совету записался вольнослушателем в народный университет им. Л.Я. Шанявского (1913).

Университетская среда пришлась по вкусу «вчерашнему жителю села», он много читает, дружески сходится с такими же, как сам, жадными на ученье выходцами из крестьянского сословия, принимает даже участие в организационных хлопотах по созданию собственного журнала суриковцев «Друг народа»; там же начинает публиковаться. Однако серьезные журналы его не печатают. Усилия становятся не эквиваленты результату: Москва, приютив честолюбивого провинциала, явно не спешит в нем признать оригинальный талант и упорно не выделяет среди начинающих «самородков». Однако Есенин не собирается возвращаться в Рязань. Кроме того, едва осмотревшись, он быстро сообразил: в Москве, бездушном буржуазном городе, «где люди большей частью волки из корысти» (из письма к деревенскому другу Грише Панфилову), не найдет ни истинных ценителей, ни просвещенных меценатов-издателей. В том же письме поэт признается товарищу ранних лет: «Думаю во что бы то ни стало удрать в Питер». Приехав в Петербург, Есенин первым делом отправился к Александру Блоку. Блок встретил московского гостя вежливо, но официально, выслушал, впрочем внимательно, день визита – 9 марта 1915 года – отметил для памяти в дневнике: «Днем у меня рязанский парень со своими стихами… Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные…». Блок переправил эти стихи Сергею Городецкому. Однако во второй встрече Блок Есенину отказал Зато Городецкий встретил стихи юного рязанца восторженно. После этого Есенин знакомится с Николаем Клюевым и с его помощью становится популярным писателем. Не без помощи того же Клюева Есенину удалось избежать отправки в действующую армию. В июле 1917 Есенин женится на Зинаиде Николаевне Райх. Вместе с правительственным учреждением, где секретарствовала Зинаида Райх, Есенин переехал в Москву, где обнаружил, что здесь его практически никто не знает. Здесь Есенин сдружился с имажинистами А. Мариенгофом и В. Шершеневичем. Осенью 1921 года он знакомится с Айседорой Дункан. За границей писатель прожил более 14 месяцев. После этого наступил творческий и духовный кризис. Есенин покончил жизнь самоубийством в Ленинграде, в гостинице «Англетер».

Образы Москвы чаще всего можно найти в двух книгах С. Есенина - «Я московский озорной гуляка» и «Москва кабацкая».

Да! Теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля.

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне Бог.

Я люблю этот город вязевый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях,

Золотая дремотная Азия

Опочила на куполах.

А когда ночью светит месяц,

Когда светит… черт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

Шум и гам в этом логове жутком,

Но всю ночь напролет, до зари,

Я читаю стихи проституткам

И с бандитами жарю спирт.

Сердце бьется все чаще и чаще,

И уж я говорю невпопад:

Я такой же, как вы, пропащий,

Мне теперь не уйти назад.

Обманул их в своей пурге.

И уж удалью точится новой

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне Бог.

Стихотворения, посвященные Москве, датируются 1922 – 25 годами. В это время Есенин переживает духовный кризис. Он увидел последствия революции: пытки и расстрелы мятежников в Харькове, аресты в Москве и Ленинграде, разрушенную революцией и продразверстками деревню. Все это угнетающе подействовало на писателя, а усугубляло положение появившееся пристрастие к алкоголю. Стихотворения о Москве буквально пропитаны алкоголем, сигаретным дымом, драками и развратом. Герои этих произведений разочарованы приходом Советской власти: светлого будущего так и не наступило, а жить стало хуже, чем при самодержавии. Это люди без надежды, без веры в будущее; они навсегда потеряны для общества и пытаются заглушить свою тоску в кабаках. После революции «Москва кабацкая» не может вернуться в деревню, так как деревни не осталось, она разрушена. Им некуда идти, поэтому они остались в Москве. В этом городе можно быть бандитом, пьяницей и проституткой. В деревне же они умрут от голода. Деревня их не спасет ни материально, ни духовно. Есенинская Москва – кабацкая, грязная и вечно пьяная.

Похожие статьи:

Слово
Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все пот ...

Эпоха сентиментализма
С шестидесятых годов XVIII века в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека ...

Возникновение комедии
Карнавальные обряды с их «ритуальным сквернословием» и «насмешливыми песнями» породили в различных местах Греции мимические представления с обычными масками народного балагана (хвастливый и трусливый воин, лекарь, шут и пр.); обращенное н ...