Разделы


Владимир Гиляровский

Материалы » Образы Москвы в русской литературе ХХ века » Владимир Гиляровский

Москва – одна из центральных тем В.А. Гиляровского, писателя и журналиста. О Москве, ее жителях и быте В.А. Гиляровский писал с самого начала своего вступления на литературный путь. Много лет занимался он изучением трущоб и жизнью их обитателей.

Мысль создать книгу о прошлом Москвы возникла у В.А. Гиляровского в начале 20-х годов, когда на его глазах стали исчезать уничтожаемые Советской властью притоны нищеты – Хитровка, Грачевка, Аржановка.

В.А. Гиляровский на страницах периодической печати приветствует уничтожение этих трущоб и одновременно начинает писать книгу о старой Москве.

В 1926 году выходит первое издание «Москвы и москвичей». В книге всего пять глав: «Трущобы Хитрова рынка», «Сухаревка», «Московские трактиры», «Яма» и «Засидки». Затем к «Москве и москвичам» В.А. Гиляровский возвращается после выхода «Моих скитаний». Второе издание вышло в 1931 году и называлась «Записки москвича».

Но это была уже вновь написанная книга. Из первого издания в «Записки москвича» входила только одна глава – «Хитров рынок». В 1933 году Гиляровский сообщает, что собирается удвоить книжку «Москва и москвичи».

Гиляровский описывает Москву в красках, со всеми ее достоинствами и недостатками. Дореволюционная Москва Гиляровского напоминает большую ночлежку, в которой люди останавливаются только на время. Конечно, Гиляровский описывает только самые криминальные и бедные районы Москвы, так как именно они представляют для журналиста и читателя наибольший интерес. Гиляровский чувствует себя в этой Москве как рыба в воде. Описание советской Москвы занимает не больше половины страницы в каждой главе. Например, снесли Хитров рынок – исчезли притоны, очистили Неглинку – перестало заливать площадь, снесли крепостную стену Китай-города – исчезла преступность в этом районе.

Описания дореволюционной Москвы ужасны: вонь, грязь, кабаки, притоны, вонючая Неглинка, общественные бани, протухший насквозь охотный ряд и все время темно или сумеречно. К тому же на каждом углу можно наткнуться на убийцу, проститутку, грабителя, карманника, шулера, нищего или на банду шпаны. Однако Гиляровскому нравится и такая Москва. В этом городе его дом.

Похожие статьи:

Образ-символ сада в пьесах Чехова
Образ сада является важной частью художественного мира драматургии А.П. Чехова. В пьесе «Иванов» первое действие проходит в саду в имении Иванова. Но и в дальнейшем сад постоянно присутствует в речи героев: «Пока они все в саду, нечего св ...

Комедия дель арте
В Италии еще в XVI столетии возник своеобразный театрально-зрелищный жанр - комедия дель арте. Сам термин "профессиональная комедия" указывает на то, что она исполнялась актерами-профессионалами и требовала высокого актерского ...

Сущность творчества Горького
Горький подверг переоценке старые духовные ценности под знаком новых идей, расширил границы художественного познания действительности. Он ориентировался на нового читателя из народа – «пытливого и жадного до книг» - и стремился пробудить ...