Вопрос о месте потенциальных слов в речи.
Поскольку всякий возникающий речевой факт есть соединение, сочетающее какие-либо языковые единицы (фонемы, морфемы, слова), поскольку и вопрос о потенциальности, окказиональности, актуализации, о системе и норме есть всегда вопрос о совместимости, сочетаемости разного рода языковых единиц друг с другом. Важно разграничивать возможные и невозможные сочетания словообразовательных морфем. Стоит учитывать то, что возможности определяются системой и степенью их реализации – нормой.
Однако нужно заметить, что специальному анализу новообразований до сравнительно недавнего времени было посвящено довольно небольшое количество работ: Г.О.Винокура, Н.И.Фельдман, В.Н.Хохлачевой. Примерно со второй половины 60-х годов интерес к исследованию проблемы явно возрос, о чем свидетельствуют работы Э.Ханпиры, Е.А.Земской, А.Г.Лыкова, В.В.Лопатина, О.И. Александровой, М.А.Бакиной и многих других.
А В.В.Лопатин даже ставит вопрос о создании словаря окказионализмов и потенциальных слов: “Что может дать словарь окказионализмов? – пишет А.А.Брагина, которая тоже занималась этой проблемой, в рецензии на монографию В.В.Лопатина “Рождение слова”. - Словари окказионализмов и потенциальных слов демонстрируют неисчерпаемые возможности языкового творчества… Такие словари отразят слова – варианты, слова – “наброски”, вобравшие в себя поиски, колебания и находки человеческой мысли в минувшее время и в наше настоящее, отразят языковые тенденции, норму и систему, языковой консерватизм и языковую подвижность и, конечно, языковую моду” (Брагина,1973,с.114)
Таким образом, из всего выше описанного можно сделать вывод, что проблема исследования потенциальных слов является актуальной по сей день.
“Их появление обусловлено стремлением найти слово, наиболее полно выражающее сложный образ, возникающий в творчестве писателя”. (Введенская Л.А., 1968,с.92) М.А.Бакина считает: “основной причиной обращения современных поэтов к словотворчеству является, по-видимому, стремление к максимальному использованию выразительных возможностей слова, стремление к новизне выражения, к свежему непривычному, неожиданному словесному образу”. (Бакина М.А.,1977,с.79)
Похожие статьи:
Общая характеристика и особенности лирики
«Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте», — писал И. Анненский в одной из статей. Эта формула верна прежде всего по отношению к его собственному поэтическому миру. Он особенно любил в иску ...
Особенности авторского стиля и создания персонажей в произведениях Агаты
Кристи. Особенности стиля леди Агаты Кристи
Когда в 1977 году – год спустя после смерти Леди Агаты Кристи – увидела свет одна из её лучших книг, «Автобиография», миллионам поклонников приоткрылся секрет того неиссякаемого обаяния, которое помогло миссис Кристи завоевать и по сей де ...
Сравнительная характеристика ритмической организации лирики ранних и
поздних периодов Марины Цветаевой
Содержательная сторона поэзии Цветаевой складывается под влиянием античной и христианской культур, представление о которых имеет генетическую связь с впечатлениями детства, рассказами отца, чтением литературных памятников, посещением запа ...