Разделы


Вопрос о месте потенциальных слов в речи.

Материалы » Потенциальные слова в поэзии Е.А. Евтушенко » Вопрос о месте потенциальных слов в речи.

Поскольку всякий возникающий речевой факт есть соединение, сочетающее какие-либо языковые единицы (фонемы, морфемы, слова), поскольку и вопрос о потенциальности, окказиональности, актуализации, о системе и норме есть всегда вопрос о совместимости, сочетаемости разного рода языковых единиц друг с другом. Важно разграничивать возможные и невозможные сочетания словообразовательных морфем. Стоит учитывать то, что возможности определяются системой и степенью их реализации – нормой.

Однако нужно заметить, что специальному анализу новообразований до сравнительно недавнего времени было посвящено довольно небольшое количество работ: Г.О.Винокура, Н.И.Фельдман, В.Н.Хохлачевой. Примерно со второй половины 60-х годов интерес к исследованию проблемы явно возрос, о чем свидетельствуют работы Э.Ханпиры, Е.А.Земской, А.Г.Лыкова, В.В.Лопатина, О.И. Александровой, М.А.Бакиной и многих других.

А В.В.Лопатин даже ставит вопрос о создании словаря окказионализмов и потенциальных слов: “Что может дать словарь окказионализмов? – пишет А.А.Брагина, которая тоже занималась этой проблемой, в рецензии на монографию В.В.Лопатина “Рождение слова”. - Словари окказионализмов и потенциальных слов демонстрируют неисчерпаемые возможности языкового творчества… Такие словари отразят слова – варианты, слова – “наброски”, вобравшие в себя поиски, колебания и находки человеческой мысли в минувшее время и в наше настоящее, отразят языковые тенденции, норму и систему, языковой консерватизм и языковую подвижность и, конечно, языковую моду” (Брагина,1973,с.114)

Таким образом, из всего выше описанного можно сделать вывод, что проблема исследования потенциальных слов является актуальной по сей день.

“Их появление обусловлено стремлением найти слово, наиболее полно выражающее сложный образ, возникающий в творчестве писателя”. (Введенская Л.А., 1968,с.92) М.А.Бакина считает: “основной причиной обращения современных поэтов к словотворчеству является, по-видимому, стремление к максимальному использованию выразительных возможностей слова, стремление к новизне выражения, к свежему непривычному, неожиданному словесному образу”. (Бакина М.А.,1977,с.79)

Похожие статьи:

Способы создания образов персонажей в художественной литературе
В данной главе будут рассмотрены основные способы создания характеров и персонажей и конфликтов в художественной литературе. Известный романист и филолог Джеймс Н. Фрэй в своей научной книге "Как написать гениальный роман" гово ...

Отражение христианских представлений о роли женщины в семье в «Повести об Ульянии Осорьиной» и «Повести о Марфе и Марии»
Обращаясь к анализу житийно-биографических повестей XVII века А.М. Панченко отмечает, что «Повесть об Ульянии Осорьиной « и «Повесть о Марфе и Марии» по-разному относится к изображаемому в них быту. Но тем не менее в них исследователь нах ...

Заключение.
«Ясно одно – Пелевин выиграл хотя бы потому, что успех его признали даже те, кто не принимает его как писателя. Ни о Доценко, ни о Незнанском, ни о легионе им подобных критика не упоминает, даже ругательно. Не так часто можно услышать фра ...