Разделы


Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Страница 3

Материалы » Творчество Никула Эркая » Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения

В повести «Березовая вода» писатель исследует сложные, остросовременные вопросы, стремится постичь смысл тех изменений в отношениях людей, в быту, которыми отмечено наше время, и вместе с тем выявляет и развенчивает социальное, моральное зло, мешающее утверждению всего подлинно человеческого.

Через все произведение проходит величественный и могучий образ лесной присурской природы, в общении с которой находят радость и красоту, которую берегут герои. Возвышенное чувство слитности с природой, со всем миром – существенная черта эстетического идеала писателя.

В повести «Березовая вода» все подчинено детальному раскрытию внутреннего мира героев – изображение отдельных сцен, пейзажей, подбор самобытных, наиболее выразительных слов мордовской народной речи.

Художественное исследование характера человека, его мысли, чувства, труд – таков предмет изображения писателя. Эркай верен ему в своих повестях «Алешка», «Березовая вода», а также «Новая родня» (1965), в которой писатель обращается к земле Великой Отечественной войны. В этом произведении Эркай рассказал о том, что пережили во имя победы советские люди на полях сражений и в тылу. Серьезно и просто, без сентиментальности и мелодраматизма он повествует о детях, первых столкновениях их с жизнью, о печальных встречах с жертвами войны. Вместе со взрослыми дети несут на себе все тяготы сурового времени.

Действие развертывается далеко от фронта – в мордовской деревне Курмыши, жители которой принимают самое активное участие в борьбе своей страны. Основное в книге – прославление человечности, дружбы, патриотического полвига детей в годы великих испытаний, изображение формирования характера подрастающего поколения.

Среди юных школьников автор выделяет Мику и Юку. В поступках, спорах друг с другом, во взаимоотношениях со старшими раскрываются свойственные для их возраста черты, романтическая мечта о подвигах во имя Родины. С тех пор, как ушел на фронт отец, Мика не знает покоя. Вместе с Юккой, отец которого тоже сражается с фашистами, он тайно готовится к побегу на фронт. У них есть и пароль: «Время идет, война не ждет!». Уже в начале повести раскрывается умение автора индивидуализировать образы. Мика – практичный, предусмотрительный, медлительный и обстоятельный, а Юка скор на решения, всевозможные выдумки, но у него всегда что-то не получается. Вместе с тем у ребят много общих черт. Они жаждут сделать что-то большое, стремятся помочь взрослым, мечтают быть рядом с отцами на фронте.

Эркай не ограждает героев от драматизма событий, сталкивая их с трудностями военных лет. Вот и Мика и Юка после неудачной попытки бежать на фронт везут раненых и полуживых от голода ленинградских детей. Еще по дороге, забыв на время о побеге, они делятся своими дорожными запасами с ними.

Глубоко и правдиво показывает Эркай размышления и заботы юного Микки, связанные с тем, что его мать Марфа Учайкина взяла на воспитание ленинградскую девочку Галинку: «Мика стал думать как теперь жить. Лишний парень в семье – не помеха, а вот девчонка – дело другое. О сестренке надо по-особенному заботиться. И одеть-нарядить. Это ведь не мальчишка, негоже выпустить на улицу в драном. И оберечь-защитить, ведь известно: девчонка пугается и мышонка .

Покряхтел Мика, поворочался с боку на бок. Как же теперь на войну отъехать, когда две женщины дома? Одна старая…другая малая. Сандрик с ними не управится. Да еще и хворенькая попалась, ножки ватные. Ее ставят – она валится… Вот диво-то, надо завтра самому посмотреть. С такой мыслью и заснул».

Тонкий психологизм – достоинство повести Никула Эркая «Новая родня». Исследуя становление личности подростка, он связывает его с движением истории. Индивидуальные судьбы героев изображаются на фоне судьбы страны во время суровых испытаний.

Для того, чтобы создать реальные образы в типических обстоятельствах, писателю необходимо было раскрыть, как под влиянием событий войны и новых условий жизни менялся характер интересов и поступков. Для каждого человека и для всего общества столкновение с суровой действительностью было исполнено драматизма. Эркай правдиво рассказывает, как украинский мальчик Панас, которому из-за ранения пришлось удалить ногу, с тоской и страхом думает о жизни. Война разрушила детский мир, подвергла огромным физическим и моральным испытаниям еще не окрепшую душу ребенка. Психологически тонко показано, как долго и трудно восстанавливалась связь мальчика с миром. Этому, вместе во взрослыми, во многом помогли Мика и Юка, их юные друзья, пионеры и школьники мордовской деревни Курмыши. Мальчишки старались отвлечь Панаса от мрачных мыслей, всеми средствами пытались доказать, что и без ноги можно жить.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

История постановки
В Театре имени Вахтангова идет необычный спектакль, поставленный по притчам Сергея Козлова. Сказочные притчи известны всей стране благодаря замечательным мультфильмам: «Как львенок и черепаха пели песню», «Тилимилитрямдия» и, конечно же, ...

Что же реально происходило?!
Безвозвратные потери Западного фронта за первые 17 дней войны составили 341 тысячу человек, из которых не менее 200 тысяч составили пленные. По данным нацистов, они захватили в плен даже 288 тысяч человек. 25 июля приказом генерал-кварти ...

Пародия как жанр литературно-художественной имитации
Пародия (от греч., букв. – перепев, комическая переделка) – жанр литературно-художественной имитации, подражание стилю отдельного произведения, автора, литературного направления, жанра с целью его осмеяния или сатирического разоблачения. ...