Разделы


Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Страница 3

Материалы » Творчество Никула Эркая » Расширение представления о творческом облике художника. Прозаические произведения

В повести «Березовая вода» писатель исследует сложные, остросовременные вопросы, стремится постичь смысл тех изменений в отношениях людей, в быту, которыми отмечено наше время, и вместе с тем выявляет и развенчивает социальное, моральное зло, мешающее утверждению всего подлинно человеческого.

Через все произведение проходит величественный и могучий образ лесной присурской природы, в общении с которой находят радость и красоту, которую берегут герои. Возвышенное чувство слитности с природой, со всем миром – существенная черта эстетического идеала писателя.

В повести «Березовая вода» все подчинено детальному раскрытию внутреннего мира героев – изображение отдельных сцен, пейзажей, подбор самобытных, наиболее выразительных слов мордовской народной речи.

Художественное исследование характера человека, его мысли, чувства, труд – таков предмет изображения писателя. Эркай верен ему в своих повестях «Алешка», «Березовая вода», а также «Новая родня» (1965), в которой писатель обращается к земле Великой Отечественной войны. В этом произведении Эркай рассказал о том, что пережили во имя победы советские люди на полях сражений и в тылу. Серьезно и просто, без сентиментальности и мелодраматизма он повествует о детях, первых столкновениях их с жизнью, о печальных встречах с жертвами войны. Вместе со взрослыми дети несут на себе все тяготы сурового времени.

Действие развертывается далеко от фронта – в мордовской деревне Курмыши, жители которой принимают самое активное участие в борьбе своей страны. Основное в книге – прославление человечности, дружбы, патриотического полвига детей в годы великих испытаний, изображение формирования характера подрастающего поколения.

Среди юных школьников автор выделяет Мику и Юку. В поступках, спорах друг с другом, во взаимоотношениях со старшими раскрываются свойственные для их возраста черты, романтическая мечта о подвигах во имя Родины. С тех пор, как ушел на фронт отец, Мика не знает покоя. Вместе с Юккой, отец которого тоже сражается с фашистами, он тайно готовится к побегу на фронт. У них есть и пароль: «Время идет, война не ждет!». Уже в начале повести раскрывается умение автора индивидуализировать образы. Мика – практичный, предусмотрительный, медлительный и обстоятельный, а Юка скор на решения, всевозможные выдумки, но у него всегда что-то не получается. Вместе с тем у ребят много общих черт. Они жаждут сделать что-то большое, стремятся помочь взрослым, мечтают быть рядом с отцами на фронте.

Эркай не ограждает героев от драматизма событий, сталкивая их с трудностями военных лет. Вот и Мика и Юка после неудачной попытки бежать на фронт везут раненых и полуживых от голода ленинградских детей. Еще по дороге, забыв на время о побеге, они делятся своими дорожными запасами с ними.

Глубоко и правдиво показывает Эркай размышления и заботы юного Микки, связанные с тем, что его мать Марфа Учайкина взяла на воспитание ленинградскую девочку Галинку: «Мика стал думать как теперь жить. Лишний парень в семье – не помеха, а вот девчонка – дело другое. О сестренке надо по-особенному заботиться. И одеть-нарядить. Это ведь не мальчишка, негоже выпустить на улицу в драном. И оберечь-защитить, ведь известно: девчонка пугается и мышонка .

Покряхтел Мика, поворочался с боку на бок. Как же теперь на войну отъехать, когда две женщины дома? Одна старая…другая малая. Сандрик с ними не управится. Да еще и хворенькая попалась, ножки ватные. Ее ставят – она валится… Вот диво-то, надо завтра самому посмотреть. С такой мыслью и заснул».

Тонкий психологизм – достоинство повести Никула Эркая «Новая родня». Исследуя становление личности подростка, он связывает его с движением истории. Индивидуальные судьбы героев изображаются на фоне судьбы страны во время суровых испытаний.

Для того, чтобы создать реальные образы в типических обстоятельствах, писателю необходимо было раскрыть, как под влиянием событий войны и новых условий жизни менялся характер интересов и поступков. Для каждого человека и для всего общества столкновение с суровой действительностью было исполнено драматизма. Эркай правдиво рассказывает, как украинский мальчик Панас, которому из-за ранения пришлось удалить ногу, с тоской и страхом думает о жизни. Война разрушила детский мир, подвергла огромным физическим и моральным испытаниям еще не окрепшую душу ребенка. Психологически тонко показано, как долго и трудно восстанавливалась связь мальчика с миром. Этому, вместе во взрослыми, во многом помогли Мика и Юка, их юные друзья, пионеры и школьники мордовской деревни Курмыши. Мальчишки старались отвлечь Панаса от мрачных мыслей, всеми средствами пытались доказать, что и без ноги можно жить.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Литературная репутация. «Остров Сахалин»
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России – его произведения регулярно появляются в журналах "Северный вестник" и "Русская мысль" (с 1892), газетах "Новое время" ( ...

«Фаталист».
Схватка героя романа с судьбой наиболее прямое выраже­ние получает в «Фаталисте». Вопрос о предопределении – вопрос философский. Но в 30-40-е годы прошлого века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлече ...

Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий национальный гений, создатель поэтических произведении непревзойденной красоты и совершенства. Как художник он развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивал самое ценное и значит ...