Разделы


Ритм

Материалы » Использование просодических средств в балладах » Ритм

Основу организации стихотворной речи составляет ритм. Содержание этого понятия определилось еще в Древней Греции, где термином rhythos обозначались мерность, складность, стройность в движении. Последнее особенно важно для понимания ритма как динамического процесса, наиболее свойственного временным искусствам - музыке и поэзии. Ритмическая организация стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении.

Обращаясь к ритму речи, Отто фон Эссен дает ему следующую дефиницию: "ритм - это периодическое повторение одинаковых или упорядоченных одинаковым образом событий, связанных в единое целое общим динамическим центром" [Otto von Essen, S.63]. Причем не обязательно, чтобы временные отрезки, заполненные одинаковой последовательностью событий, были равными; периоды могут быть длинными и короткими, динамика может быть живой; само понятие "ритм" относится только к структуре, а не к длительности периодов.

Таким образом, ритм можно определить как периодичное повторение каких-либо элементов через определенные промежутки. На уровне текста это чередование может прослеживаться в чередовании трагических и комических сцен, диалогических и монологических реплик, больших и меньших цепочек слогов от одного ударения до другого. Но художественная функция ритма всегда одинакова - он создает ощущение предсказуемости, "ритмического ожидания" каждого очередного элемента текста, и подтверждение или неподтверждение этого ожидания ощущается как особый художественный эффект.

Преимущественной областью проявления ритма в стихотворных произведениях является низший уровень организации текста - звуковой: здесь ритмичные звенья короче, проще и обозримее. А применительно остальных уровней строения текста оно было потом распространено метафорически [Литературный энциклопедический словарь, с.326].

Если ритм явился основой и главным определителем речевого членения всех стихотворных произведений на соотносимые друг с другом стихотворные строки-стихи, то определителем внутренней организации этих стихов, всегда связанной с фонетическими особенностями данного национального языка, культурно-историческими и литературными традициями народа, выступает так называемый метр, т.е. стихотворный размер, определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк [Абрамович Г.Л., с. 177].

Разнообразие метрики стихов определило формирование различных систем стихосложения.

Литературная энциклопедия терминов и понятий определяет метр (греч metron - мера, размер) как самую общую схему звукового ритма стиха, т.е. предсказуемого появления определенных звуковых элементов на определенных позициях. Понятие "метр" применяется к упорядоченности различным образом выделенных слогов внутри стиха. В таком значении слово "метр" применяется лишь к метрическому и к силлабо-тоническому стихосложению [Литературная энциклопедия терминов и понятий, Ст.536].

Современное силлабо-тоническое стихосложение (греч. syllabe - слог и tonos - ударение) основано на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции. Первые преимущественно ударны, вторые преимущественно безударны [Литературная энциклопедия терминов и понятий, Ст.974].

Сильное место в стихе, несущее ритмическое ударение - икт (от лат. ictus - удар, ударение), - при чередовании со слабыми (междуиктовыми интервалами) образует метр стиха [Литературная энциклопедия терминов и понятий, Ст.292].

Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называется стопой [Литературная энциклопедия терминов и понятий, Ст.974], В зависимости от объема интервала различаются:двухсложные размеры, трехсложные размеры и более размеры.

Первые подразделяются на хорей ( ) и ямб (), среди трехсложных размеров различают дактиль (), амфибрахий () и анапест ().

Из всего выше сказанного можно прийти к выводу, что понятие стихотворного ритма раздвоилось:

• в одном значении - это общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи, и частным ее случаем является метр;

• в другом значении - это реальное звуковое строение, и оно само является частным случаем метра - его "ритмической формой" ("вариацией", "модуляцией") [Литературный энциклопедический словарь, с.326].

Вообще звуковой ритм никогда не воспринимается в стихе изолированно, а только в единстве с синтаксическим и семантическим строем текста; в совокупности они создают неповторимую "ритмическую интонацию", индивидуальную для каждого текста.

Похожие статьи:

Финская литература на шведском языке
Первым очагом шведской литературы в Финляндии надо считать монастырь Св. Бригитты в Нодендале. Приблизительно в 1480 монах Иенс Будде (Jцns Budde, ум. 1491) перевел на шведский язык несколько книг религиозно-назидательного содержания. Сиг ...

Вступление
Русская литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению. По отношению к искусству этой эпохи л ...

Идейно-тематический анализ
Пьеса «Ежик и Елка» была предложена мне администрацией Дворца творчества детей и молодежи г. Ангарска, для постановки Новогоднего спектакля. Прочитав пьесу, у меня возникло ощущение какой-то тайны, чуда, она заставила меня вспомнить о сво ...