Разделы


Дифференциация фразовых ударений

Материалы » Использование просодических средств в балладах » Дифференциация фразовых ударений

Важнейшую роль в передаче смысловых отношений в тексте играет ударение. В отечественной и зарубежной литературе существует большое количество терминов, отражающих понятие ударения. Данное просодическое явление определяется чаще всего как выделение слога среди ряда невыделенных слогов.

В зависимости от того, в каких единицах языка происходит выделение слогов, различают словесное и фразовое ударение. В соответствии с этим словесное ударение можно интерпретировать как выделение одного из слогов, входящих в состав слова, а под фразовыми ударениями понимается совокупность взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом выделенных слогов во всех акцентно-ритмических единицах, объединенных во фразу [Щербакова Л.Г, с.4].

Необходимо отметить, что словесные и фразовые ударения имеют одинаковую природу и тесно взаимосвязаны. Многие лингвисты отмечают, что акцентная структура слова в известной мере предопределяет распределение фразовых ударений. Так, знаменательные слова сохраняют обычно свое ударение и в составе более крупных речевых единиц, а фразовые ударения выделяют тот же слог в слове, что и словесное ударение. И в слове, и во фразе действует ритмическая тенденция произносить ударные слоги через более или менее равные промежутки времени, разделять ударные слоги безударным.

В результате сопоставительного исследования словесных и фразовых ударений было выявлено, что эти две категории ударения различаются не только сферами своего действия, но и функциями.

Говоря о функциях словесного ударения, необходимо прежде всего отметить, что данное ударение организует слово как единицу языка. Кроме того, оно способно дифференцировать значения слов, маркировать наиболее важную морфему в составе слова, в некоторых языках - различать грамматические формы.

Роль фразовых ударений рассматривается обычно в трех аспектах:

• как средство выражения содержания текста;

• как средство выражения эмоциональной стороны высказывания;

• как средство организации речи [Щербакова Л.Г, с.7].

Все эти функции важны для текста, однако выделение ударением наиболее значимых речевых сегментов представляется первостепенной. Эмоциональную выделенность и организующую функцию фразовых ударений можно рассматривать как дополнительные к основной - коммуникативной.

Определяя причины различной степени выделенности слогов во фразе, большинство лингвистов выдвигают наряду с семантическим фактором на первое место коммуникативный: слово, входящее в состав фразы, может быть выделено фразовым ударением не столько в зависимости от его семантики, сколько от его значения в данной фразе, например:

Ich soll Goethe und Schiller lesen,| nicht Goethe oder Schiller!

В таких случаях речь идет о контрастивном ударении, противопоставляющем отдельные понятия фонетическими средствами и усиливающими воздействие на слушателя словами.

Двумя другими факторами, определяющими степень фразовой выделенности, являются грамматическая структура предложения и его ритмическая организация. Однако грамматическая структура предложения во многом зависит от его содержания, что свидетельствует о том, что семантический фактор является ведущим при распределении фразовых ударений.

Фразовые ударения интересуют нас в данной работе и как маркеры важности/ неважности информации, так и в их ритмообразующей роли.

Похожие статьи:

Значение образа «инфернальной женщины» в литературе
Тема «инфернальная женщина в литературе» очень актуальна, ведь сегодняшние представительницы прекрасного пола мало изменились с доисторических времен. Наше общество наполнено такими женщинами и они повсюду. В толковом словаре значение сло ...

Свобода или необходимость?
В изложении философской проблематики творчества Достоевского мы будем опираться на работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова. Общей темой произведений Достоевского является человеческая свобода. Здесь он совершает шаг вперед по с ...

Сущность творчества Горького
Горький подверг переоценке старые духовные ценности под знаком новых идей, расширил границы художественного познания действительности. Он ориентировался на нового читателя из народа – «пытливого и жадного до книг» - и стремился пробудить ...