Разделы


Анализ стихов Некрасова Понаевского цикла. Тематика - художественное своеобразие
Страница 1

Материалы » Анализ произведений Некрасова, Тургенева и Чехова » Анализ стихов Некрасова Понаевского цикла. Тематика - художественное своеобразие

Любовная лирика Н.А. Некрасова представлена стихотворениями, входящими в Понаевский цикл. В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова нет характеров героя и героини. В нем отсутствует изображение истории, разворачивающихся в пространстве и времени событий, в которых или по отношению к которым проявляют себя участники.

В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова внимание фокусируется, по сути, только на одном событии, которое в виде «прямой цитаты» заявлено уже в начальном стихотворении «Если, мучимый страстью мятежной…». Эта реплика от третьего лица, стремящегося примирить героев, помочь им выйти из состоявшейся размолвки, сразу указывает на главный предмет лирического осмысления всего цикла – на противостояние между героями как характерную черту их взаимоотношений, на противостояние, не прекращающееся ни в момент тяжелого горя, ни в период разлуки, переходящей в окончательный разрыв отношений. В этот цикл стихотворений входят бытовые ситуации ссор, размолвок, взаимных пререканий, обвинений.

Н.А. Некрасов снова заговорил о реализации желаемого в жизненной практике, переместив любовную тему в сферу повседневных реалистических отношений между людьми. При этом поэт по-новому, на психолого-идеологическом уровне поставил проблему неравенства в любви.

Стихотворение «Если, мучимый страстью мятежной…» вводит главную тему цикла – тему дисгармонии, конфликтности в отношениях между любящими – как некую проблемную ситуацию. Автор, являющийся субъектом речи только в двух стихотворениях «Если, мучимый страстью мятежной…» и «Тяжелый крест достался ей на долю…» выступает от третьего лица созерцателем со стороны, позиция которого фактически сливается с позицией героя – непосредственного участника «закадровых событий». Герой является единственным носителем речи в 19 из 21 стихотворений цикла.

В основе Панаевского цикла лежит абсолютизация идеи свободы личности, ее жизненного выбора. Вот почему важно для героя то, что героиня «свободно . решала выбор свой // И не как раб упал» он «на колени». «Злое чувство», «гнев правдивый» в этой системе выступают проявлениями свободы личности, ее стремления к равенству, что выдвигается как абсолютная приоритетная ценность.

Одно из ведущих мотивов всей поэзии Некрасова — мотив обличающей, «карающей лиры» «злобивого поэта», который «питает ненавистью грудь» «проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья» любит - ненавидя и глубоко, убежден в том, что то «сердце не научится любить, // Которое устало ненавидеть». В этой системе ценностей призыв к героине отвечать на «слово ревнивое» героя «Негодующим взором», осмеять «оправданья и слезы», поразить «жгучим укором», излить «все до капли досаду» означает проявление той ненависти, без которой невозможна «любовь».

Однако истинность этой системы ценностей подвергается сомнению уже во втором стихотворении-компоненте «Ты всегда хороша несравненно .» - единственном оптимистическом стихотворении цикла, в котором предметом «насмешливого ума» героини являются только внешние объекты (враги героя), а седьмое стихотворение-компонент прямо начинается словами «Я не люблю иронии твоей .». В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди .», которое может восприниматься сокращенным, вариативным «дублетом» стихотворения «Если, мучимый страстью мятежной .», Та же тема «гнева правдивого» претерпевает смену интонационного решения и на элегической основе, с резким по сравнению с «Если, мучимый . » сокращением (уменьшением) императивности, усиленным обращены м «друг мой» явно смягчается, превращаясь из безапелляционного призыва в дружеский совет. Здесь наблюдается также и смена '"мотивации «гнева правдивого», тоже замененного стихом «Говори же, когда ты сердита .». Если в начальном стихотворении «гнев правдивый» имеет некую самоценность и внимание акцентируется на полноте его выражения, то предложением «сердиться открыто» в соотнесенности со строкой «Легче мир — и скорее наскучит» он явно снижается, смягчается, а возможно, и обытовляется.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Создание образа современника 90-х годов ХХ века в романе В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени"
"…мол, нет тут удивительного для лица нынешнего человека, хочешь, не хочешь вобравшего в себя весь наш век. Как норма. Как правило. То есть уже как свычное правило, лицо, личико наше в один миг меняется от гуманного к свирепому. Вла ...

История возникновения сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии и особое место занимают его сказки. «Они могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны ...

Новогреческая литература
Формирование Н.-Г. л. тесно связано с освободительным национальным движением в Греции, стремившимся с конца XVIII в. к уничтожению турецкого господства. Господствующая в Греции XVIII в. торговая буржуазия строила свою культуру на обломках ...