Анализ стихов Некрасова Понаевского цикла. Тематика - художественное
своеобразиеСтраница 1
Любовная лирика Н.А. Некрасова представлена стихотворениями, входящими в Понаевский цикл. В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова нет характеров героя и героини. В нем отсутствует изображение истории, разворачивающихся в пространстве и времени событий, в которых или по отношению к которым проявляют себя участники.
В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова внимание фокусируется, по сути, только на одном событии, которое в виде «прямой цитаты» заявлено уже в начальном стихотворении «Если, мучимый страстью мятежной…». Эта реплика от третьего лица, стремящегося примирить героев, помочь им выйти из состоявшейся размолвки, сразу указывает на главный предмет лирического осмысления всего цикла – на противостояние между героями как характерную черту их взаимоотношений, на противостояние, не прекращающееся ни в момент тяжелого горя, ни в период разлуки, переходящей в окончательный разрыв отношений. В этот цикл стихотворений входят бытовые ситуации ссор, размолвок, взаимных пререканий, обвинений.
Н.А. Некрасов снова заговорил о реализации желаемого в жизненной практике, переместив любовную тему в сферу повседневных реалистических отношений между людьми. При этом поэт по-новому, на психолого-идеологическом уровне поставил проблему неравенства в любви.
Стихотворение «Если, мучимый страстью мятежной…» вводит главную тему цикла – тему дисгармонии, конфликтности в отношениях между любящими – как некую проблемную ситуацию. Автор, являющийся субъектом речи только в двух стихотворениях «Если, мучимый страстью мятежной…» и «Тяжелый крест достался ей на долю…» выступает от третьего лица созерцателем со стороны, позиция которого фактически сливается с позицией героя – непосредственного участника «закадровых событий». Герой является единственным носителем речи в 19 из 21 стихотворений цикла.
В основе Панаевского цикла лежит абсолютизация идеи свободы личности, ее жизненного выбора. Вот почему важно для героя то, что героиня «свободно . решала выбор свой // И не как раб упал» он «на колени». «Злое чувство», «гнев правдивый» в этой системе выступают проявлениями свободы личности, ее стремления к равенству, что выдвигается как абсолютная приоритетная ценность.
Одно из ведущих мотивов всей поэзии Некрасова — мотив обличающей, «карающей лиры» «злобивого поэта», который «питает ненавистью грудь» «проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья» любит - ненавидя и глубоко, убежден в том, что то «сердце не научится любить, // Которое устало ненавидеть». В этой системе ценностей призыв к героине отвечать на «слово ревнивое» героя «Негодующим взором», осмеять «оправданья и слезы», поразить «жгучим укором», излить «все до капли досаду» означает проявление той ненависти, без которой невозможна «любовь».
Однако истинность этой системы ценностей подвергается сомнению уже во втором стихотворении-компоненте «Ты всегда хороша несравненно .» - единственном оптимистическом стихотворении цикла, в котором предметом «насмешливого ума» героини являются только внешние объекты (враги героя), а седьмое стихотворение-компонент прямо начинается словами «Я не люблю иронии твоей .». В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди .», которое может восприниматься сокращенным, вариативным «дублетом» стихотворения «Если, мучимый страстью мятежной .», Та же тема «гнева правдивого» претерпевает смену интонационного решения и на элегической основе, с резким по сравнению с «Если, мучимый . » сокращением (уменьшением) императивности, усиленным обращены м «друг мой» явно смягчается, превращаясь из безапелляционного призыва в дружеский совет. Здесь наблюдается также и смена '"мотивации «гнева правдивого», тоже замененного стихом «Говори же, когда ты сердита .». Если в начальном стихотворении «гнев правдивый» имеет некую самоценность и внимание акцентируется на полноте его выражения, то предложением «сердиться открыто» в соотнесенности со строкой «Легче мир — и скорее наскучит» он явно снижается, смягчается, а возможно, и обытовляется.
Похожие статьи:
Настоящие друзья.
Товарищи, знавшие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его, но большинство из них, замечавшие только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считали его себялюбив ...
Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и
наказание» Ф.М. Достоевского
Ярким образом инфернальной женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, для которой нет жизненных правил, нет жизненных границ, нет общественных правил. Её жизнь сопровождается желтым цветом. Человек ...
«Бэла»
Глава «Бэла» отличается особой простотой, которую отмечал В.Г. Белинский. В своей статье, посвященной «Герою нашего времени», Белинский отмечал особенность построения «Бэлы» в том, что «простота и безыскусность этого рассказа – невыразимы ...
