Анализ стихов Некрасова Понаевского цикла. Тематика - художественное
своеобразиеСтраница 1
Любовная лирика Н.А. Некрасова представлена стихотворениями, входящими в Понаевский цикл. В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова нет характеров героя и героини. В нем отсутствует изображение истории, разворачивающихся в пространстве и времени событий, в которых или по отношению к которым проявляют себя участники.
В «Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова внимание фокусируется, по сути, только на одном событии, которое в виде «прямой цитаты» заявлено уже в начальном стихотворении «Если, мучимый страстью мятежной…». Эта реплика от третьего лица, стремящегося примирить героев, помочь им выйти из состоявшейся размолвки, сразу указывает на главный предмет лирического осмысления всего цикла – на противостояние между героями как характерную черту их взаимоотношений, на противостояние, не прекращающееся ни в момент тяжелого горя, ни в период разлуки, переходящей в окончательный разрыв отношений. В этот цикл стихотворений входят бытовые ситуации ссор, размолвок, взаимных пререканий, обвинений.
Н.А. Некрасов снова заговорил о реализации желаемого в жизненной практике, переместив любовную тему в сферу повседневных реалистических отношений между людьми. При этом поэт по-новому, на психолого-идеологическом уровне поставил проблему неравенства в любви.
Стихотворение «Если, мучимый страстью мятежной…» вводит главную тему цикла – тему дисгармонии, конфликтности в отношениях между любящими – как некую проблемную ситуацию. Автор, являющийся субъектом речи только в двух стихотворениях «Если, мучимый страстью мятежной…» и «Тяжелый крест достался ей на долю…» выступает от третьего лица созерцателем со стороны, позиция которого фактически сливается с позицией героя – непосредственного участника «закадровых событий». Герой является единственным носителем речи в 19 из 21 стихотворений цикла.
В основе Панаевского цикла лежит абсолютизация идеи свободы личности, ее жизненного выбора. Вот почему важно для героя то, что героиня «свободно . решала выбор свой // И не как раб упал» он «на колени». «Злое чувство», «гнев правдивый» в этой системе выступают проявлениями свободы личности, ее стремления к равенству, что выдвигается как абсолютная приоритетная ценность.
Одно из ведущих мотивов всей поэзии Некрасова — мотив обличающей, «карающей лиры» «злобивого поэта», который «питает ненавистью грудь» «проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья» любит - ненавидя и глубоко, убежден в том, что то «сердце не научится любить, // Которое устало ненавидеть». В этой системе ценностей призыв к героине отвечать на «слово ревнивое» героя «Негодующим взором», осмеять «оправданья и слезы», поразить «жгучим укором», излить «все до капли досаду» означает проявление той ненависти, без которой невозможна «любовь».
Однако истинность этой системы ценностей подвергается сомнению уже во втором стихотворении-компоненте «Ты всегда хороша несравненно .» - единственном оптимистическом стихотворении цикла, в котором предметом «насмешливого ума» героини являются только внешние объекты (враги героя), а седьмое стихотворение-компонент прямо начинается словами «Я не люблю иронии твоей .». В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди .», которое может восприниматься сокращенным, вариативным «дублетом» стихотворения «Если, мучимый страстью мятежной .», Та же тема «гнева правдивого» претерпевает смену интонационного решения и на элегической основе, с резким по сравнению с «Если, мучимый . » сокращением (уменьшением) императивности, усиленным обращены м «друг мой» явно смягчается, превращаясь из безапелляционного призыва в дружеский совет. Здесь наблюдается также и смена '"мотивации «гнева правдивого», тоже замененного стихом «Говори же, когда ты сердита .». Если в начальном стихотворении «гнев правдивый» имеет некую самоценность и внимание акцентируется на полноте его выражения, то предложением «сердиться открыто» в соотнесенности со строкой «Легче мир — и скорее наскучит» он явно снижается, смягчается, а возможно, и обытовляется.
Похожие статьи:
Рассказ «Музыка старого дома».
«Прежде, в годы молодые, любя музыку, ходил я на филармонические концерты, в оперный театр. Рояль, нежная скрипка, могучий орган, симфонический оркестр, романс, песня, ария, дуэт или опера - все было по сердцу.
Прошло время. А теперь? С ...
Классификация комплиментов.
Речевая структура
комплиментов позволяет нам выделить следующие типы комплиментов:
1.
Прямой комплимент
2.
Косвенный комплимент
3.
Комплимент - антитеза
4.
Комплимент – ответ
...
Литература Гэнроку
Эра Гэнроку (1688–1704). В литературе этого периода наиболее выдающимися деятелями являются: поэт Матсуо Басё (1644–94), автор прозы Ихэра Сэйкэку (1642–93), и драматург Чикэмэтсу Монзэемон (1653–1724). Этот период застал большой расцвет ...