Разделы


«Бэла», «Максим Максимыч».
Страница 2

Материалы » Печорин как герой своего времени » «Бэла», «Максим Максимыч».

Итак, уже в этой повести видно, что Печорин – воплощенное противоречие. Отрицательные и положительные начала в душе Печорина – диалектические противоположности. Их борьба – это и сеть сам герой. Именно в постоянном противоборстве противоположных начал, а не в их равновесии или победе одного над другим заключается сама суть Печорина.

Можно ли уже сейчас увидеть истинные цели поступков Печорина? В какой-то

мере – да. Он сам объясняет Максиму Максимычу, что поступок с Бэлой – это стремление утолить ненасытное сердце. Наблюдая его «эксперименты», мы убедились, что цель их – дать возможность себе и другим сделать выбор в условиях свободы, полагаясь только на свои силы. Это не разрозненные цели, а разные грани одной, главной, увидеть которую в «Бэле» чрезвычайно трудно.

Еще раз обратим внимание на композиционное обрамление истории с Бэлой, начало и конец этой истории. Бэла произносит «комплимент» гостю – Печорину, который заканчивается словами: «только не расти, не цвести ему в наем саду». Это начало. А вот конец: в ответ на соболезнующие, утешительные слова Максим Максимыча Печорин засмеялся, и от этого смеха бедному старику стало страшно. Он, разумеется, объяснил это «странностью» Печорина.

Усложненность сознания Печорина обусловлена исторически, так же как исторически обусловлена и его трагическая судьба. Лермонтовский герой – сын иного времени – лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и великие возможности.

Предельная активность сменяется у Печорина глубокой депрессией. Именно здесь нравственно хоронит он себя: «Мне осталось одно средство: путешествовать…авось где-нибудь умру на дороге!» Из этой депрессии Печорину уже не суждено выйти, и повесть заканчивается на очень печальной ноте.

Человек, наделенный «чудесной душой и золотым сердцем» (Белинский), Максим Максимыч легко и быстро привязывается в людям, и сам, одинокий и лишенный человеческого тепла и сочувствия, мечтает о людском участии. Ему тяжело и больно, что Бэла, к которой он привязался как к дочери, перед смертью о нем не вспомнила. Ему обидно до слез, что Печорин, кого он помнил и чьи записки всюду возил с собою в надежде возвратить их владельцу, отнесся к нему при состоявшейся, наконец, встрече холодно и равнодушно.

Характер Максима Максимыча по замыслу поэта должен был воплотить в себе положительные задатки, таящиеся в русском народе, не вышедшем еще из стадии духовного детства, и в то же время обнаружить отрицательные стороны неприобщенности народа к завоеваниям культуры.

Второй небольшой очерк романа – «Максим Максимыч» усиливает это настроение ожидания гибели. Здесь Печорин оставляет свои записки, ставшие, на его взгляд, ненужными, незначительными, как и вся прожитая жизнь. Значит, записки, которые в романе названы «Журнал Печорина», сделаны раньше, чем произошла история с Бэлой. Значить, это история была последней в хронологической цепи событий (не считая встречи с Максимом Максимычем, где Печорин не только не проявляет никакой активности, но даже старается нейтрализовать активность старика).

Вот в таком состоянии подошел Печорин к итогу своей жизни. То, что это итог, мы узнаем из «Предисловия» к «Журналу Печорина». В дальнейшем мы будет читать уже о человеке, который умер по дороге из Персии. И второе, немаловажное для нас обстоятельство: мы прочтем повести, автором которых является Печорин. Это ли не доказательство творческой активности героя? Причем направленной на самопознание, а самопознание в контексте всего романа является важнейшей ступенью в познании жизнь и людей. Самопознание – высшая ступень в развитии личности – ее переход к самоопределению.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи: